Бег. Сны. Булгаков. Петербург: пресс-конференция театра «Ленком»

Бег. Сны. Булгаков. Петербург: пресс-конференция театра «Ленком»
Фото с официального сайта театра «Ленком»

24 ноября в центральном здании Дома Журналиста прошла пресс-конференция с труппой московского легендарного театра «Ленком Марка Захарова». Встреча была посвящена спектаклю «Бег» по пьесе Михаила Булгакова. Премьеру прошлого сезона перед петербургским зрителем на сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова актеры сыграли 25 и 26 ноября.

На вопросы журналистов отвечали артисты Ясмин Мамаева, Сергей Яковлев, руководитель литчасти театра, заслуженный деятель искусств РФ Ирина Горюнова, художник-постановщик / художник по костюмам Ольга Никитина, народные артисты РФ Александр Лазарев (режиссер спектакля), Анна Якунина, Заслуженный артист РФ Игорь Миркурбанов и продюсер агентства «Царская ложа» Нина Петрова-Бови.

История «Бега» рассказывает о судьбах эмиграции офицеров и интеллигенции в последние месяцы гражданской войны. Автор показал яркий пример кровавого разлома и разъединение страны, когда спали маски белых и красных. Представление о лучшей жизни за границей разбивается о камень безнадежности, отчаяния, тоски, одиночества страдающих душ. Сильная любовь к отечеству и возвращение на Родину – последнее желание, граничащее со смертью. Важно обратить внимание, что история разделена на восемь снов или четыре действия. Но чьи эти сны?

Над пьесой Михаил Булгаков работал с 1926 по 1928 годы. В замысел сюжета включены многие источники: воспоминания об эмиграции его второй жены Л.Е. Белозерской, мемуары бывшего белого генерала Я. А. Слащева «Крым в 1920 году», и другие подлинные истории свидетелей гражданской войны в Крыму осенью 1920 года. Короткое время рабочим названием произведения значились «Рыцарь Серафимы», «Изгои». При жизни писателя пьеса не ставилась.

Воплощение «Бега» принадлежит актеру и режиссеру Александру Лазареву. По его словам, еще будучи ребенком сильное впечатление на его самоопределение в жизни произвела одноименная постановка в театре им. Маяковского режиссера Андрея Гончарова, где играли его родители Александр Лазарев и Светлана Немоляева, Армен Джигарханян, Наталья Гундарева, Владимир Самойлов. Запомнилась «потрясающая волна энергетики, энергии мысли, любви друг к другу, к Родине. Люди вливались в зал, было единение со сценой».

Эпиграфом к своей версии режиссер выбрал фразу Петра Столыпина: «В России за 10 лет меняется всё, за 100 лет — ничего». Но политические события и постановка пьесы никак не связаны.

Понадобилось 20 лет, чтобы взяться за такую масштабную работу. Но и поначалу доверие в успешность спектакля нужно было заслужить. Так два месяца огромная команда, состоящая из разных цехов (около 30 человек, сейчас в постановке задействовано более 100), приходили каждый день на репетиции бесплатно. Как подчеркивает Александр Лазарев, что «каждый член коллектива проявил чуткость, поддержку и неравнодушие к спектаклю. И если бы не такие единомышленники, наверное, ничего бы не получилось».

Для Ольги Никитиной данная постановка стала дебютной работой в Ленкоме. По ее словам, «общее художественное решение придумано на основании текста Михаила Булгакова. Это атмосфера сна, в котором погружены все персонажи. Это как черная дыра, из которой появляются сны.  Присутствует концепция черно-белого сна в костюме «серого человека». Мы хотели погрузить зрителей в атмосферу русской тоски, что стало главным концептуальным решением в пьесе». По давней традиции Ленкома музыку написал композитор Николай Парфенюк.

По мнению критиков, главным актерским открытием стало создание образа Романа Хлудова Игорем Миркурбановым и Дмитрием Гизбрехтом. Два столь разных по внешнему исполнению актера, близкие по содержанию и воплощению к режиссерской идее.

Другой ключевой фигурой отметили генерал-майора Григория Чарноты. Так характеризует этого персонажа Александр Лазарев: «Генерал Чарнота – олицетворение российской удали, широты души, вместе с тем, глубина, чувство сострадания, которое редко он показывает. Но есть момент: когда он говорит небольшой монолог на турецком базаре о русских городах Киеве, Ростове, Харькове, наверное, он прикрывается маской бесшабашного генерала, который в кальсонах ходит по Парижу. Но все же есть в нем боль, которую он прячет по-своему. Мы увидели в герое стержень, о чем писал Булгаков. Это история о любви к Родине, оторваться от своих корней, о том, как человек страдает, находясь не в своей атмосфере, и находит в себе силу любви к Родине, даже умерев там, вдали от дома». Для Петербурга Александр Лазарев впервые сыграл генерала Чарноту, в Москве играют Максим Аверин и Владимир Большов. Их приезд планируется в следующих гастролях.

Параллельно упоминалась дебютная режиссерская работа для Александра Лазарева «Поминальная молитва» (2021 год) по пьесе Григория Горина. Ее восстановили в точности с первоначальным замыслом Марка Захарова, с «его генеральной линией, мыслью». Одну из причин возрождения на сцене обусловили тем, что в истории Ленкома этот спектакль прожил короткую жизнь, всего 10 лет, по сравнению с ныне играющимися «Фигаро» (почти 30 лет), «Шут Балакирев» (больше 20 лет).

На пресс-конференции в ответах актеров, работников Ленкома проскальзывала тоска и грусть по Марку Захарову. Театр действительно воздвигнут на мощных непоколебимых столпах великих людей. Теперь с большой ответственностью лежит на плечах действующих артистов, административной и производной части, чтобы передать следующим поколениям «ленкомовские» традиции.

Игорь Миркурбанов выразил досаду, что уходит театр горячих эмоций: «Он незаслуженно, на мой взгляд, остается в стороне, в параллельном пространстве и как бы ждет своего часа. Но время показывает, что театр жив именно «горячей тратой и эмоциональной атакой на зрительный зал», как любил говорить Марк Анатольевич. Так прошептать или так прошелестеть в схеме каких-то концептуальных рациональных, умозрительных, идеологических или эстетических концепциях, наверное, можно, но это не всегда задача театра. То, чем должен заниматься театр, Александр Александрович прекрасно продемонстрировал в своих работах. Там артисты существуют, что называется на пределе своих эмоциональных сил и возможностей. И я вам скажу не для красного словца: в спектакле «Бег» я сижу в тяжелой шинели и в тяжелых сапогах, которую Ольга придумала. И бегаешь там по лестницам, и кричишь, и прочее. Физически не сказать, что самый сложный для меня спектакль. Но тем не менее, после него я всякий раз ловлю себя на мысли, что очень благодарен режиссеру за эту возможность так предельно существовать. И все артисты существуют там так. Он может вызывать, в этом смысле, разные чувства и впечатления, благодаря последовательности традициям “ленкомовскому” стилю».

Прозвучало много благодарностей, теплых слов театру, спектаклю, режиссеру, Петербургу за радушный прием. Оказывается, «Бег» стал самой ожидаемой премьерой, летом билеты разошлись за неделю.

Петербургский ноябрь был наполнен спектаклями Ленкома: «Доходное место» (реж. Д. Астрахан) и «Tout payé, или Всё оплачено» (реж. Эльмо Нюганен) во «Дворце Искусств Ленинградской области», легендарный и знаковый «Юнона и Авось» (43 года в репертуаре театра) в постановке Марка Захарова в ДК «Выборгский».

Спектакль «Бег» участвует в международной ежегодной театральной премии зрительских симпатий «Звезда Театрала — 2023» журнала «Театрал» в номинациях «Лучший спектакль. Большая форма» и «Лучшая женская роль второго плана» (Анна Якунина за роль Люськи).

Также в Санкт-Петербурге показы планируются 23, 24, 25 февраля следующего года в ДК «Выборгский».

Татьяна Смирнова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.