Больше действия – меньше сути

4jfHqCODPfIТеатрально-концертная площадка «Скороход» представила зрителям премьеру – на сцене был сыгран спектакль по известному роману Бориса Виана «Пена дней».

Произведение Виана в этом году уже удостоилось экранизации, благодаря чему ценителей у «Пены дней» стало еще больше. Теперь петербуржцы смогли увидеть театральную версию. Надо сказать, что она вышла весьма необычной, как и сам «Скороход».

Первоисточник – собственно роман Виана, в премьерной постановке оказался на заднем плане. От него осталось название, пара имен героев и пена – герои то брились, то танцевали под ее хлопьями. Остальной спектакль представлял собой полное воплощение мыслей и фантазии режиссера Татьяны Прияткиной. Но кто сказал, что это плохо? Ладно, две девочки, сидящие на премьерном показе справа от меня, сказали. Но, возможно, они неправы, потому что я, например, так и не поняла – да или нет. В конце концов, мы всегда видим театральные сцены через режиссерскую призму, разве нет? Просто на этот раз уход от декларируемого был виден отчетливо – даже повар Николас превратился в повариху Николя.

RwDnaC4noRwПостановка Прияткиной была необычно с самого начала – пока зрители рассаживались, на площадке повторялась и повторялась одна и та же сцена, разыгрываемая актерами. Конечно, это был один из кульминационных моментов, к которому по ходу спектакля нам еще предстояло вернуться.

Самый большой плюс этой премьеры оказался в актерах. В их игре и самоотдаче. В их «вывернутости наизнанку» со всеми эмоциями, переживаниями, страданиями. Актерам удавалось создать напор, удавалось сделать что-то такое, что заставляло чувствовать трагедию – то ли это достигалось за счет постоянных повторений, напоминающих ошеломленное состояние, то ли за счет звукоряда, который тоже был зацикливанием нескольких звуков.

В остальном, показалось, спектакль «разъезжался». В голове не создался монолит, не создалась картина. Грубо говоря, было малопонятно, что случилось и с кем. Если картина ставилась с расчетом воздействия именно эмоций и напора – тогда ладно, но сюжет? Сложно было сложить все увиденное в одно целое, казалось, будто остались недоговорки и половина того, что должно было быть поставлено – осталось в голове у режиссера, не получив реализации. То ли это было сознательно, то ли просто не получилось уложить действие в определенное время. Все же, постановка не должна быть привязана – ни к книге, ни к фильму, в плане понятности и ощущения ее цельности. Человек ни разу не читавший Виана, не смотревший Гондри, должен прийти и понять, что происходит. У него не должно остаться вопросов, так как это совершенно самостоятельная вещь. Здесь этого не произошло – да, постановка, по сути, не была привязана ни к чему, потому что мало повторяла оригинальный сценарий, но не была и совершенно самостоятельной. Так или иначе, подразумевалось домысливание, которое было маловозможно.

zPo6DzzwcloВ постановке было много действия. Много танцев, много веселья, много плача, много эмоций, много бега. Спектакль, безусловно, динамичный. Но привлечение зрителей в процесс, когда они становились вроде бы гостями на свадьбе героев, ели, пили или участвовали в конкурсах, оставляло ощущение инородности. И некоторое «осовременивание», в роли песни Верки Сердючки на той же свадьбе или рэпа в финальных сценах, оставляло то же ощущение. Вся эта динамика оказывалась пустой, потому что совершенно не раскрытой осталась суть. Актерам хлопали очень долго. Долго хлопали и режиссеру. Работа, действительно, была проведена большая. Но результат оказался довольно спорным – много динамики и мало сути. Будь это не «Пена дней», заведомо вызывающая у многих пришедших скорее «за» нежели «против», реакция могла бы быть другой.

Инга Бугулова, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии Дмитрия Виноградова


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.