«Дама, чье место по центру»: если надумал идти на дуэль без шарфа

Когда-то давно в 1994 году Валерий Белякович взял к себе в Театр на Юго-Западе молодого выпускника Свердловского театрального училища Олега Леушина. Совсем недавно, в 2020-м, Максима Метельникова, только что закончившего Нижегородское театральное училище, приглашает в Театр на Юго-Западе уже сам Олег Леушин.

У этого замечательного московского театра есть слоган «Мы вас любим!» и поразительное в нынешние времена свойство не слишком характерное для театра – не бояться. Не бояться преемственности, растить смену, делиться опытом, давать роли, разрешать творческие эксперименты. В результате чего получается здоровый круговорот талантов в Театре на Юго-Западе. За роли здесь не держатся мертвой хваткой, а спокойно и легко передают новому потоку. Согласно законам мироздания щедрость всегда вознаграждается, что подтверждается отсутствием дефицита ролей – спектаклей так много, играются старые, выпускаются новые, что развит каждый актерский мускул.

Пьеса польского драматурга Славомира Мрожека «Вдовы», поменяв название на «Дама, чье место по центру», стала режиссерским дебютом Максима Метельникова в Театре на Юго-Западе. Как правило, дебют подразумевает некую неуверенность, первый шаг младенца, первый штрих карандаша на белом листе, первый блин комом в сопровождении снисходительной театральной критики в виде утешительного поощрения. Мол, не отчаивайся, какие твои годы, всё ещё будет. Но нет, всего этого нет.

Что есть? Настоящий пир театрального духа!

Абсурд всегда радует непредсказуемостью и нестандартным мироощущением. Абсурд способен дать ответы на многие вопросы, потому как в зеркале другой реальности мы лучше видим себя. Мы все живем в парадоксальном мире, когда жизнь больше напоминает театр абсурда, а в театре абсурда, как раз наоборот, больше жизни.

Кажется, что роли всех четырех главных персонажей специально придуманы для Карины Дымонт и Ольги Авиловой. Эти комические образы (Вдовы и Мужья/Любовники) — максимально серьёзные актёрские работы. Актрисы создают поразительно точные психологические микромиры. В простых, казалось бы, образах синтезируют сложные сочетания, включающие примесь абсурда характеров, диалогов, ситуаций, которые никак не дают зрителю чётко определиться, трагичен или карикатурен образ, смеяться или задуматься, а может быть и вовсе выбежать из зала?

Смеяться здесь можно над всем — телодвижениями, мимикой, интонационными оттенками, перекрёстной моделью отношений героинь с мужьями и любовниками, а тех — с ними. Главное, что все эти персонажи сколь натуральны, столь же и гротескны, а перед глазами – филигранное актёрское мастерство перевоплощения! Задача, которую ставил Станиславский перед актёром — «сыграть так, чтобы зритель забыл, что он актёр», — выполнена на 100%! До слёз восхищения, такая безупречная работа.

Переломный момент спектакля наступает ровно посередине всего действия, когда он уже не весёлая комедия, а зловещая метафизическая притча.

В забавном бытовом абсурде зачем-то вдруг появляется… Смерть…
Она и есть та самая Дама, чьё место по центру.
Внезапно и Официант из развесёлого клоуна превращается в её Слугу.
Сложные роли достались молодым актёрам Егору Кучкарову и Анне Рыковой.

Появление инфернальных сущностей как будто останавливает время, все проблемы становятся мелкими, а герои как бы зафиксированными в собственных заблуждениях, косности, глупости, эгоизме. Хтоническая аллегория Смерти в виде Черной дамы за какие-то миллисекунды ловко извлекает из зрителя глубинный страх, как шахтер алмаз. Именно страх способен стать катализатором мгновенного осознания, что гордыня, косность, глупость, эгоизм и определяют выбор, ежесекундно стоящий перед каждым — в какую сторону сделать шаг, к свету или во тьму, к свободному столику в кафе или к сладострастному танцу со Смертью.

Но кто виноват? Смерть пришла потому, что её позвали сами люди. Человек ведь считает, что может управлять миром, тогда как не научился управлять даже самим собой. «Аннушка уже разлила масло» -«Я предупреждал, что в кафе заказан банкет».

«Мир есть любовь!», «Только любовь спасёт наш мир и нашу цивилизацию, любовь даже к врагу» — сколько же веков можно повторять одно и тоже?

Дебютная режиссерская премьера Максима Метельникова раскрыла его многообещающие способности театрального алхимика. Взял две миски. В одной смешал комедию с абсурдом. В другой — метафизику с фарсом. А потом первое добавил во второе, содержимое мисок перемешалось, и в результате получился фантастически талантливый спектакль!

Наталья Анисимова специально для Musecube

Фотографии Ильи Буяновского можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.