Два титулярных советника «В одном департаменте»

департамент1Студенты театрального института имени Бориса Щукина под руководством Анны Дубровской замахнулись на Гоголя. И – смогли прыгнуть выше головы. Взятая за основу сценическая версия Игоря Минаева – удачная находка, позволяющая угнаться за двумя зайцами и пристрелить не только их, но и восторженного зрителя. Минаев является не только автором инсценировки, но и руководителем постановки. Первое, что поражает, это сама идея – объединить в прямом смысле под одной  крышей двух гоголевских титулярных советников – Акакия Акакиевича Башмачкина из «Шинели» (Илья Рогов) и Аксентия Ивановича Поприщина (Александр Лопатко). Но почему бы и нет, ведь они действительно могли служить «в одном департаменте», жить в одной квартире у одной и той же хозяйки, бабушки Мавры (Екатерина Вельдина), да даже сюжеты обеих повестей вполне могли разворачиваться параллельно. Повествования эти не следуют друг за другом, а органично переплетены в единое действие. Стоит отметить в первую очередь колоссальную работу над текстом – как сделать так, чтобы одна история  не довлела над другой, а они взаимно дополняли и подчеркивали друг друга? Ответ стоило бы поискать у Игоря Минаева, которому это удалось.

Атмосфера служилого холодного да к тому же столичного Петербурга воссоздана на сцене с помощью простых, мобильных декораций, которые то превращаются в департаментский стол, то в постели в комнатах Поприщина и Башмачкина, а также через музыку и  великолепно созданные видеографии (Игорь Фомичов, Кирилл Дарин). Вот посреди заснеженной улице вырисовывается силуэт – да это сам Николай Васильевич, рассказчик, готовый поведать такие единовременно смешные и печальные истории «маленьких людей» (Дмитрий Ломакин).

Интересная, простая и в то же время эффектная режиссура (автор И. Минаев, режиссер-педагог Кирилл Дарин) делает спектакль очень живым, театральным и департамент3динамичным. Простые находки, например, игра с перьями или танец Акакия Акакиевича с «шинелью» (педагог по танцу А. Цомаева), «настоящие» собачки и многие другие изощренные выдумки удерживают зрительский интерес – спектакль действительно хочется смотреть. А что касается актерской игры, то ребята задали очень высокую планку для всех студенческих спектаклей.

Все персонажи получились истинно гоголевские, характерные, включая и главных, и второстепенных героев. Абсолютного перевоплощения добилась Екатерина Вельдина в роли Мавры – не догадаешься, что за образом согбенной старушки прячется миловидная девушка. Вечно пьяный портной Петрович и, как значится в программке, «прочие мужчины» в исполнении Александра Ширяева просто великолепны, особенно, извините, лошадь (или, судя по программке, все же конь?). Анфиса Ломакина играет сразу все женские роли: и генеральскую дочку, и жену Петровича, и женщину недостойного поведения, и скромную жену департаментского сотрудника – широчайшая палитра образов. Линейка «значительное лицо и иные менее значительные лица» досталась Арсению Ветрову, а «петербургские жители» — Илье Брылькову. Из-за достаточного количества массовых сцен создается впечатление, что в спектакле играет много людей – мы видим шумный и суетливый Петербург, хотя в спектакле всего лишь 8 актеров.

Всеобщие овации неизбежно достаются исполнителям двух главных ролей. Сложную задачу выполняет Александр Лопатко. Его Поприщин – суетлив, импульсивен и, что важно, многословен. Фактически Лопатко играет моноспектакль в спектакле – вся суть его образа выражается в личных монологах. Но еще важнее слов, горящий неподдельным безумием взгляд артиста.

На контрасте с ним Башмачкин Ильи Рогова – всеми обижаемый, забитый и несчастный. Не великий, но какой трагичный персонаж! Хочется отметить, что Илья Рогов – потрясающе одаренный комедийный артист, но с жилкой трагикомизма. Его Башмачкин – это филигранно точная, искренняя и уверенная работа. Думаю, ни у кого в зале не осталось сомнений, что перед нами выдающийся артист, которого ждет большое будущее.

департамент4В целом, даже невозможно найти минусы спектакля. Это студенческая работа невероятно высокого уровня, с юмором и нотками грусти. С настоящими гоголевскими интонациями. При всем желании, любые замечания покажутся ненужной придиркой. Самый сдержанный персонаж – сам Николай Васильевич Гоголь, в конце намекнет о подъезжающей бричке – его истории как автора, создавшего мир «одного департамента» еще не закончены, и в эту секунду станет ясно, что великие люди действительно бессмертны.

Юлия Зу, специально для Musecube

Фоторепортаж Екатерины Апциаури смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.