Качели любви, спасающие от одиночества в «Современнике»

Они понимают, что любовь- это не обладание,
что любовь – это более высокое чувство,
это взрослая позиция по отношению к миру.

Юрий Чурсин.

«Двое на качелях» Уильяма Гибсона — премьера «Современника», знаменитая постановка Галины Волчек, символ театра, которая вышла под редакцией Юрия Чурсина. Это большое признание в любви к легенде сцены, от сегодняшних артистов. Уже выходя из метро, на Чистопрудном бульваре, прохожий видит фотовыставку, посвящённую Галине Волчек. Это настраивает зрителя на нужный лад. В самом здании театра — экспозиция-ретроспектива творчества великого режиссера и актрисы. Слова Галины Беровны о спектакле актуальны и сейчас: «… важно вернуться к этой пронзительной истории любви именно сегодня… Всмотреться в человека как такового, в его силу и слабость, в его потребность любить и быть любимым, которая остается с ним всегда, вне зависимости от того, что происходит вокруг». Кажется, что сказано про наше время, а ведь спектакль существовал около тридцати лет на сцене, а сейчас восстановлен.

«Двое на качелях» — это тонкая пронзительная история о любви, спасающей от одиночества, помогающей двигаться дальше, расти как личности, помогать друг другу.

Есть много версий этой пьесы на разных площадках, не говоря уже о том, что в постановке Галины Волчек около тридцати лет играл настоящий калейдоскоп потрясающих актёров и актрис: Татьяна Лаврова, Михаил Козаков, Лилия Толмачева и Геннадий Фролов, Елена Яковлева и Николай Попков, Кирилл Сафонов и многие другие. Чем же отличается сегодняшняя версия спектакля от предыдущих? На мой взгляд, Юрию Чурсину удалось создать настоящие качели, когда симпатия зрителя не будет останавливаться ни на женском персонаже, ни на мужском. Мы будто окунаемся в психологию каждого и понимаем причины поступков, их связь. Четвертая стена падает, и мы внутри ситуации.

В спектакле, где всего два актера на сцене, очень важен их выбор, умение держать зрителя в напряжении два с половиной часа. И тут — великолепный кастинг. Роль Юрия Чурсина полна психологизма, глубины, темперамента, местами вспышки ярости героя так естественны и натуральны, что веришь им, как настоящим. И очень ценно, что в каждой своей работе Чурсин, действительно разный, другой.

Татьяна Бабенкова очень хороша в роли Гитель. Ей удалось создать по-настоящему милую, воздушную, женственную танцовщицу, восхитительную в своей простоте и очаровании, но потом становящуюся более взрослой, осознанной, мудрой. Яркая и экзотичная бабочка, порхающая по жизни и дарящая миру красоту и доброту, научится быть ответственной за свою жизнь, инфантильность спадет с души, как легкая вуаль, под действием любви. Героиня научится сопротивляться слабостям, думать о себе, как о личности, достойной хорошего отношения и настоящей любви.

Мы видим динамику персонажей, каждый приходит в отношения со своими проблемами: он – со страхом перед прыжком в карьеру, она – с невозможностью быть хоть немного эгоистичной, неудобной для окружающих. Любовь, в которую окунаются эти двое, исцелит, напитает, даст толчок для шага вперед.

А как хороши в спектакле костюмы, созданные Викторией Севрюковой! Они очень точно передают эмоциональное состояние персонажей. Вначале, когда Джерри и Гитель встречаются, она — полураздета, готова обнажать свою душу, он же, наоборот, одет полностью и закрыт. Потом уже адвокат становится более раскованным в одежде, а она, танцовщица, примеряет его костюм, как мужскую суть. В финале же каждый из персонажей находит идеальный гармоничный образ, отраженный в одежде, возвращается к социальной норме.

Очень тонко и изящно световое решение, партитура света выгодно оттеняет все настроения и внутренние переживания героев, а в момент расцвета чувств декорации становятся похожи на яркий тропический лес для двух влюбленных птичек. Аллюзия к райскому саду, в котором внешние искушения в виде карьеры, денег, устроенности в жизни подобны соблазнившей Адама и Еву змее, подчеркиваются неоднократно и световыми решениями, и декорациями, и актерами.

Очень понравился финал спектакля: несмотря на то, что он открыт, и каждый зритель представит продолжение по-своему, мы видим светлое будущее, в котором персонажи выросли, стали более самостоятельными и сильными для того, чтобы преодолеть трудности, если они будут, и найти свое счастье.

Спектакль захватывает с первых минут великолепной сценой, передающей отчаянное одиночество, потребность в любви, потом держит в напряжении и обнадеживает зрителя светлым, полным надежды финалом. На эту постановку хочется вернуться, чтобы увидеть, как она будет слегка меняться после премьеры, и окунуться в этот вихрь страстей, который нам подарила замечательная команда «Современника» в память о знаменитой Галине Волчек. В спектакле «Двое на качелях» есть все, чтобы покорить сердца зрителей, поэтому искренне рекомендую эту яркую, психологичную и темпераментную постановку к просмотру.

Татьяна Сорочан специально для Musecube

Фотографии Екатерины Гучок можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.