Квинтэссенция Чехова

15 ноября, в рамках фестиваля Площадка «Площадка Vol.2» показали спектакль «Чайка над вишневым садом». Спектакль составлен из разных частей пьес А.П. Чехова: «Чайка», «Вишневый сад» и «Дядя Ваня» режиссер постановки – Юлия Панина.

Режиссер спектакля подходит ко всем пьесам Чехова, как к одному большому произведению. Действительно, все пьесы Чехова очень похожи. Они описывают одну эпоху, с героями, рассказывающих об одних и тех же проблемах. Из микса Чеховских пьес получается новое, но при этом до боли знакомое произведение. В спектакле сцена из одной пьесы является логическим продолжением другой. При этом смысл и атмосфера произведения не меняется, все выдержанно в одном стиле.

В начале спектакля Константин Треплев представляет свой декадентский спектакль в театре на Озере. Все актеры, они же зрители, садятся в один ряд, повторяя друг за другом Чеховскую мантру о том, что «В пьесе непременно должна быть любовь». Нина Заречная (Елена Назарова), в этом спектакле простая, слегка испуганная девушка, повторяет дрожащим голосом слова странной пьесы Треплева
«- словом, все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли… »

Дальнейшее продолжение постановки, это все тот же спектакль с намеком на декаденство, он проходит свой печальный круг по пьесам Чехова и угасает в последнем выстреле Треплева. Вселенная Чехова, как безвоздушное пространство не предполагает каких-то сильных изменений, у всех персонажей одна и та же проблема замкнутости мира и невозможности выйти из нее, они зациклены друг на друге и на том, что о них подумают другие. В безвоздушном пространстве есть место для одиночества, но не для любви.

Из «Чайки» действия спектакля перемещаются в «Дядю Ваню», где Соня и доктор Астров отнимают у дяди Вани морфий. При этом герои одной пьесы, тут же гармонично перевоплощаются в героев другой
В финальной части трилогии зритель увидит финал Вишневого Сада, где Лопахин, покупает вишневый сад. Сцена, выдернутая из пьесы, логично продолжает безысходность «Дяди Вани» тот же самовар на столе, с бесконечно льющимся из него чаем. Тут же за столом Лопахин спокойно объясняет, почему нужно продать вишневый сад.

Удивительно, как герои Чехова становятся взаимозаменяемыми, наполненными одинаковыми проблемами. Меняются ситуации и декорации, но ведут они себя в них абсолютно одинаково. Актеры меняют костюмы и характеры, но история одиночества и нежелания выйти из своего замкнутого мирка в Чеховских пьесах всегда остается злободневной и актуальной.

Несмотря на то, что в спектакле используются разные часть пьес, актеры не отходят от оригинального текста Постановка получается цельной также благодаря очень слаженной актерской игре. Удивительно смотреть, как отрывки пьес Чехова складываются в стройное новое произведение с финальной паузой. Чайка над вишневым Садом – это добрый и вдумчивый спектакль, позволяющий зрителю погрузиться в атмосферу конца XIX века.

Галина Супрунович специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии из открытого доступа


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.