Легкое дыхание танца

Кружевами тонкими, словами глубокими, образами ясными, свежими плетет Иван Бунин изящное полотно своей прозы. Фигурами точеными, позами мудреными вторят ему студенты выпускного курса Мастерской Виктора Рыжакова, стремясь пластикой и хореографией передать всю глубину и выразительность рассказов первого русского нобелевского лауреата. Действие это происходит в рамках красивого спектакля «Пять рассказов о любви», прошедшего 19 декабря на Новой сцене МХТ им. А.П. Чехова, одного из старейших театров столицы. Будущие выпускники Школы-студии МХАТ вместе с режиссером, известным российским хореографом Аллой Сигаловой обратились к творчеству Бунина неслучайно: редкая проза обладает столь сильной поэтической силой, что ее звучание можно мелодично выразить физикой тела. Спектакль «Пять рассказов о любви» стал своеобразным зачетом по сценическому движению и хореографии для студентов и одновременно собирательным образом бунинского литературного наследия, в котором главенствующей темой становятся трудные, мучительные и испепеляющие все вокруг взаимоотношения мужчины и женщины, ведущие к смертельному счастью и счастливой смерти. Джордан Фрай, Роман Васильев, Дарья Жовнер, Алексей Каманин, Сергей Новосад, Варвара Шмыкова, Рональд Пелин, Алевтина Тукан и Варвара Феофанова всего лишь за час раскрывают перед зрителями всю палитру любви, полной боли и наслаждения, отчаяния и надежд.

За это время перед глазами проносятся, мелькают и кружатся в танце то эмансипированная и страстная интеллектуалка Генрих из одноименного рассказа, то сдержанная и отстраненная героиня «Чистого понедельника», то нежная и любящая Оля из «Легкого дыханья» – целый сонм женщин, перед силой которых преклонялся Бунин-писатель. Молодые актеры стремятся ухватить это настроение эмоционального и личного превосходства женщины, ее любовь и страсть, способную разрушать и созидать. Действие, построенное вокруг вечной музыки Сергея Рахманинова, хореографически и стилистически идеально выверено, в нем все, включая декорации и самые крошечные мизансцены, эстетизировано и стилизовано: девушки в длинных струящихся платьях, юноши в классических костюмах, стулья, оконные рамы и чашки. Но эту композицию, близкую к идеальной, разрушает организация пространства: в условиях небольшого зрительного зала публика находится слишком близко к таинству, вблизи рассыпающемуся на технические элементы. «Пять рассказов о любви» – это как картина импрессионистов, воспринимать которую надо с удаленного расстояния, тогда каждый мазок, каждое пятнышко и каждая точка магическим образом занимают свое место, образуя удивительную по своей структуре общность. Но подойди чуть ближе – и чудо не случится, всё разлетится на десятки эпизодов и фрагментов. Так иногда происходит и с этюдами в спектакле: невзирая на высокое качество исполнения, полное попадание в такты фортепьянных концертов Рахманинова и мелодий его «Элегии», некоторые хореографические сочинения выглядят слишком разрозненными, как будто формально красивыми, но позволяющими музыке быть сильнее и ярче проживающих ее исполнителей.

Несмотря на подразумевающий эпос, «Пять рассказов о любви» лишены слова и речи, и только в самом начале один из актеров обволакивающим баритоном произносит фрагмент одного из рассказов Бунина, в котором, конечно, присутствует прекрасная незнакомка, тонкие запястья, аромат духов и драматический выбор, который ей неизбежно приходится совершить. В остальном же за повествовательную часть отвечает хореография, а в ней царят шепоты и крики «неисповеданных тайн женской души». Пять девушек и четверо молодых людей говорят языком танца о любви, которая у Бунина сравнивается с бездной, и делают это очаровательно и со всеми свойственными юношескому максимализму наивными представлениями. Они кружатся в вихрях страсти, погружаются в экстаз, чтобы потом оттуда спуститься еще ниже, в пучину мучений и страхов, они боятся потерять любимых и не могут сберечь тихое счастье единства. Под пронзительное и протяжное звучание стенок бокала и под резкие звуки разлетевшейся вдребезги чашки пары начинают свой танец, надеясь, что судьба, олицетворением которой стала героиня Джордан Фрай, будет благосклонна и починит разбитый сосуд.

В «Легком дыханье» от имени героини рассказа Бунин писал:

« – Я в одной папиной книге, – у него много старинных смешных книг, – прочла, какая красота должна быть у женщины… Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь <…> – но главное, знаешь ли что? – Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вздыхаю, – ведь правда, есть?

Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре». И вот эта поэтика языка, эта эстетика женского существа, это предчувствие скорого освобождения становится лейтмотивом спектакля, который рекомендован к просмотру для тех, кто ищет в современном театре легкость, мелодичность и интуитивно понятные формы.

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE

Фотографии взяты с официального сайта Школы-студии МХАТ.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.