Мастер-класс Елизаветы Боярской: Метод Додина

елизавета боярская

В Москве этой осенью при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в седьмой раз проходит фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры». В его рамках можно посетить мастер-классы известных российских актеров и режиссеров, которые рассказывают о своих мастерах. Звучат такие имена, как: Юрий Любимов, Лев Додин, Анатолий Васильев, Роман Козак, Анатолий Эфрос и Петр Фоменко.

13 ноября в Малом зале театра «Et Cetera» под руководством Александра Калягина о своем учителе Льве Додине рассказывала Елизавета Боярская. Беседовала с актрисой Марина Токарева, театральный критик, журналист, автор книг: «Константин Райкин. Роман с театром» и «Сцена между землей и небом. Театральные дневники ХХI века», лауреат премии Союза Журналистов России и премии К.С. Станиславского.

Будущая актриса в свои 16 лет не очень понимала, кем хочет стать. За спиной были много лет занятий хореографией и языковая школа, интерес к истории и литературе. Но как все это объединить в одну профессию, вот в чем вопрос. Когда Елизавета все же решила поступать в театральную академию, она еще даже не слышала о Додине. Мастер набирал один из редких своих курсов – раз в 10 лет он берет учеников, некоторые из которых потом становятся актерами его театра МДТ-Театра Европы. Что только не просили делать абитуриентку на экзамене: и монолог Элен Безуховой прочитать на английском, и станцевать, всецело отдаваясь музыке, а не по заветам строгих классиков. А в конце, когда Лиза уже совсем обессилела от отчаяния и непонимания, что именно от нее хотят экзаменаторы, те сказали ей прочитать Ахматову, на бис. Оказалось, что именно такое чтение, задыхающееся и на грани рыданий, было как раз тем, что нужно: Боярскую приняли на курс.

Трепет перед учителем не проходит ни у артистки, ни у ее коллег до сих пор. Стоит им во время спектакля увидеть в зале блеск очков режиссера, как все сразу волнуются и подтягиваются. А если после звучит грозное: «Пройдите, пожалуйста, в кабинет режиссера», — то актер сразу понимает: зовут его не для похвалы. При этом Лев Абрамович никогда не оставляет своих актеров одних в их напряженных усилиях понять произведение и характер персонажей. Он окружает их целым морем источников, дает списки литературы, сам читает текст, разбирает произведение с диаметрально противоположных сторон, пытаясь приблизиться к нужной атмосфере.

Например, для спектакля «Жизнь и судьба» по роману Василия Гроссмана труппа ездила в Норильск, по местам бывших ГУЛАГов, и в Освенцим, где они смогли побыть в бараках одни, уже после последнего посетителя. Такой подход позволяет чувствовать себя в материале абсолютно свободно. А высшее наслаждение для актера, по словам Боярской, когда ты «тотально находишься в предполагаемых обстоятельствах», «кишишь внутренними текстами» и даже думаешь внутри спектакля от лица своего персонажа.

Но не все так серьезно в королевстве МДТ. Лев Додин точнее всех может показать своим актрисам, какой должна быть Грушенька или Катерина Ивановна в «Братьях Карамазовых», да так, что «повторить это нельзя». Но увидеть это постороннему человеку совершенно невозможно: на репетиции Додина допускаются только те, кто имеет отношение к спектаклю, в том числе и представители постановочной части, костюмеры, гримеры, реквизиторы. Отчасти это из-за того, что человек, не вовлеченный в творческий процесс, просто не сможет понять этот «птичий язык». Так, например, на одной из репетиций «Жизни и судьбы» Лев Абрамович попросил Боярскую и ее однокурсницу сыграть диалог не словами, а используя вместо них «та-та-та-та» или «гу-гу-гу-гу» – для того, чтобы звучали не окрашенный смыслом фразы, а только одни эмоции. И это помогло.

Театр Льва Додина давно имеет поклонников по всему миру, а в Санкт-Петербурге вокруг него уже сложилась целая «республика» из зрителей, преданно и по многу раз посещающих каждый спектакль. Если вам еще ни разу не доводилось побывать там, то мастер-класс Елизаветы Боярской – отличное предисловие для такого нужного знакомства.

Елизавета Маркова специально для Musecube
Фотографии Оксаны Есиповой можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.