Не врать и не бояться

Не врать и не бояться
Фотография с сайта sub-cult.ru

Существует вредное, но, к сожалению, весьма  устоявшееся предубеждение, что от ряда тем и сюжетов детей следует беречь. Нечто сложное, эмоционально тяжелое, требующее переосмысления и переоценки якобы не для них. В действительности же нет никаких запретных зон и неудобных формулировок – следует всего лишь найти понятный язык и оставаться искренним. Спектакль Сергея Азеева «Саша, не бойся!» предлагает как подросткам, так и взрослым зрителям коснуться одной из самых непростых и болезненных тем и поговорить языком театра о сталинских репрессиях. Постановка по книге Евгения Ельчина «Сталинский нос» нашла свое воплощение в пространстве Площадки «Скороход», главные роли исполнили Анна Лебедь-Кочеткова и Станислав Демин-Левийман.

Саша Зайчик – обычный советский школьник, чье детство выпало на 30-е годы. Самое важное, что предстоит ему сейчас – торжественный прием в пионеры. Саша ждет этот дня с огромным нетерпением, мечтает о том, как ему на шею повяжут священный для каждого советского школьника красный галстук, как гордо пронесет он алое знамя.  Он один из лучших учеников, да еще и сын сотрудника НКВД. Саша мечтает быть таким, как папа: верно служить советскому государству и лично самому товарищу Сталину, ловить иностранных шпионов, разоблачать врагов народа, оставаться в любой ситуации сильным и смелым… Но все его фантазии, желания и мечты разбиваются о соседский донос… Теперь уже Сашин папа – враг народа, а мальчику предстоит сделать выбор: предать единственного близкого человека, отказаться от него, но остаться правильным советским школьником, будущим строителем коммунизма, или же поступить так, как велит сердце, остаться честным перед самим собой.

Спектакль Сергея Азеева во многом аскетичен и весьма минималистичен: от задействованных в постановке артистов (их двое) до сценографии (стул, стол, дверь да бюст вождя). Важным художественным приемом становится введение несколько жутковатой на вид куклы в полный рост ребенка, призванной обозначить здесь Сашу, – это же работает здесь и как ключевая метафора. В тоталитарном государстве даже совсем маленькие дети обречены быть покорными марионетками, впитывающими единственно верные государственные идеи помимо своей воли. Им велено дружно идти в ногу, задорно и хором петь радостные песни, учиться на благо страны и вождя, не задавать ненужных вопросов. Но обстоятельства в любой момент могут повернуться так, что власть непременно покажет свое иезуитское лицо, нагло обнажит неприятную правду, загонит в безысходный угол, попытается переиграть тебя, растоптать, подавить твое малейшее сопротивление. Тем не менее, даже при таких невыносимых обстоятельствах есть шанс не потерять себя. Не продать душу. Не стать предателем. Это даст тебе шанс пересмотреть свой взгляд на жизнь, сделать правильные выводы и продолжать жить во что бы то ни стало. Еще одной замечательной  визуальной чертой становится воплощение тиранической фигуры Сталина через нарочито огромный, гротескно гиперболизированный нос. Нос этот курит трубку и самодовольно хохочет. Кажется, это сделано не только для того, чтобы не делать сюжет откровенно мрачным и не оттолкнуть впечатлительных зрителей (как юных, так и вполне взрослых). Второй план этого изображения в следующем – с тиранами, сатрапами и прочими большими братьями следует бороться через смех. Когда смешно, уже не так страшно, и злые опасные чары словно бы рассеиваются.

Отдельная заслуга в безусловной удаче этого спектакля принадлежит слаженному талантливому актерскому тандему Анны Кочетковой-Лебедь и Станислава Демина-Левиймана. Стас абсолютно органичен в образе Саши (артист выступает в качестве кукольника): то воодушевленного и патриотично настроенного, то растерянного и ошеломленного предательством. Что же касается Анны, то она представляет здесь всех второстепенных персонажей, вне зависимости от пола и возраста. Быстро, мастерски, точно, умело она перевоплощается то в соседа-стукача, то в лицемерную учительницу, то в одноклассника-еврея – сына – врага — народа, то в тетку Саши (откажет в помощи), то в совершенно незнакомую женщину из очереди в тюрьму (примет Сашу как родного). Финальная сцена проходит под песню «С чего начинается Родина», и возникает невероятный мощный контраст между уютным голосом Марка Бернеса, идейно выверенным текстом с зашкаливающим уровнем одобренного на самом высшем уровне патриотизма и леденящим ужасом  только что рассказанной истории. Все куда сложнее, чем в знаменитой песне. Иногда Родина начинается с арестов и допросов, с пыток и расстрелов, с доносов и предательств. И наша задача – не забыть об этом. Ни при каких обстоятельствах.

Марина Константинова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.