Паласъ-театр: привет из прошлого

Паласъ-театр: привет из прошлого

В декабре 2020 года исполняется 110 лет Паласъ-театру — первому театру, который открылся в здании на Итальянской 13. До того, как в нем поселился Театр музыкальной комедии, оставалось почти двадцать лет. В 1910 году после большого пожара здание дворцового особняка, которым владел Великий князь Николай Николаевич младший, выкупила группа антрепренеров, которые, вложив в реконструкцию большие деньги, открыли в бывшем дворце театр. В день открытия, 18 декабря 1910 года, давали премьеру — оперетту английского композитора Пола Рубенса «Балканская княгиня», так бывший особняк стал местом притяжения театралов начала прошлого века. С момента открытия, кроме большого зала, непосредственно предназначенного для показа спектаклей, на первом этаже работал еще и ресторан, при котором функционировало кабаре,  пользовавшееся едва ли не большей популярностью, чем репертуар основного репертуара.  Век спустя театр решил вспомнить шлягеры начала XX века из репертуара «Паласа», качественно переработав их под современные запросы. Неожиданным пространственным решением постановок стало то, что исполняются они не на сцене, а в Розовой гостиной и зале «Грот», которые традиционно используются в качестве фойе для зрителей. Показы осуществляются в сопровождении небольшого оркестра под управлением маэстро Андрея Алексеева.

«Тукъ-Тукъ»

Первым спектаклем из задуманной трилогии стал представленный 5 декабря водевиль «Тукъ-Тукъ» по одноименной оперетте Вильгельма Шпачека, который служил главным капельмейстером в театре Паласъ. После революции спектакль закрыли, посчитав его слишком фривольным для советского зрителя. Сегодня, режиссер Вера Домбровская переработала оперетту для исполнения в камерном формате. Спектакль носит название «Тукъ-Тукъ» по звуку печатной машинки, за которой весь день работает главная героиня – машинистка. Сюжет спектакля закручен вокруг молодого человека Путанцева (Федор Осипов), пронырливого карьериста, который решает устроить своё будущее путем выдачи замуж своей возлюбленной Зинаиды (Наталья Савченко) за своего высокопоставленного крестного – Пояркова (Александр Круковский) или за чиновника Голикова (Владимир Садков). Отца Зинаиды исполнил Олег Ромашин, поразив зрителей характерным гримом и совершенно не типичным для своего амплуа героя решением роли. Попадая во множество забавных ситуаций, Путанцев в итоге выходит сухим из воды, с легкостью преодолевая все сложности на пути к своей цели. В этой роли Федор Осипов раскрывает свой комедийный талант, что, несомненно, в корне отличается от других ролей артиста, где он играет по большей части лирических и драматических персонажей.  

 

«Когда вся жизнь была иной»

Вторая часть трилогии представляет собой концерт в стиле кабаре под названием «Когда вся жизнь была иной», в программе которого представлен одноименный цикл композитора Андрея Тихомирова на стихи Николая Агнивцева. Будучи не таким популярным, как скажем А. Блок или С. Есенин, Агнивцев был не менее ярким представителем Серебряного века. Сам поэт в своё время выступал с собственными стихотворными программами в театрах-кабаре. В представленном спектакле режиссер Вера Домбровская осмыслила авторский материал в русле традиции итальянской комедии дель арте, что вполне соответствует эпохе Серебряного века. Фигурой, объединяющей разные стихи цикла, стал главный герой – поэт, который ни разу не появляется на сцене. Перед нами его друзья, которые делятся со зрителями рассказами о его похождениях. Наталья Савченко, Федор Осипов и Олег Ромашин предстают в образах Коломбины, Арлекина и Пьеро соответственно. На протяжении пятнадцати номеров зрители вместе с артистами путешествуют по Петербургу и испытывают целую палитру диаметрально противоположных эмоций. Гротескные персонажи, возводящие в превосходную степень каждое своё действие, не отпускают внимание на протяжении всей постановки. В спектакле исполнены такие номера на стихи Агнивцева как серенада «Если хочешь», нано-опера «Собачий вальс», баллада «Король Артур», драматический этюд «Дама на свидании» и другие. В рамках премьеры впервые исполнена эпитафия «Смерть поэта».

Смелый эксперимент, который поставил Театр музыкальной комедии по возрождению настроения эпохи начала прошлого века несомненно удался. Интерьер Розового фойе вполне соответствует духу представленного времени, а необычный формат постановок – близость зрителя к артистам и оркестру, стирает эффект четвертой стены. Камерные спектакли заигрывают с гостями театра, приоткрывая дверь в большой пласт культуры, который сегодня пылится на полках памяти и книжных страницах.

Премьера третьей части цикла, посвященного 110-летию театра «Палас», назначена на 19 декабря и состоится в зале «Грот». В музыкальной фантазии «Осенние цветы» по мотивам одноименного рассказа А. Куприна театр обращается к еще одному популярному жанру начала XX века – романсу. Обращение к нему в начале XXI века неслучайно: в анонсированной программе этой постановки сразу пять имен петербургских/ленинградских композиторов: Сергей Баневич, Вадим Биберган, Анатолий Кальварский, Георгий Фиртич, Исаак Шварц, которые на протяжении многих лет не упускали этот жанр из поля своего профессионального внимания.

Яна Квятковская специально для Musecube

Фотография Марии Ковалевой


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.