Про несчастных и несчастливых

9 сентября по всей России и за ее пределами масштабно праздновали 188-ой день рождения графа Льва Николаевича Толстого – писателя, чей эпитет «великий» иногда кажется недостаточно громким словом. Мыслитель и философ, человек глубокой веры и большой души,знаток психологии и исторических процессов: в свое время его стараниями десятки крестьянских детей были обучены грамоте,а его идеи во многом повлияли на миротворцев двадцатого века. До сих пор оставаясь значимыми и читаемыми,литературные произведения Толстого все больше и больше кочуют в стан визуальной культуры, ложась в основу театральных и киноработ. За примером не надо далеко ходить: Карен Шахназаров только что завершил съемки новой «Анны Карениной», а Александр Галибин поставил ее в Санкт-Петербурге на сцене театра-фестиваля «Балтийский дом». «Анна. Трагедия» –такое название носит спектакль, созданный по знаменитому «роману из современной жизни» в переложении драматурга Елены Греминой. Премьера прошла в день рождения писателя и стала заметным событием в культурной жизни города, поскольку снова порадовала зрителей и критиков творческим тандемом режиссера Александра Галибина и актрисы Ирины Савицковой.

В названии спектакля неслучайно присутствует слово «трагедия» – художественный жанр, неизменно заканчивающийся катастрофой (по школьной программе мы, конечно, помним, что именно так завершила свою жизнь Анна Каренина). Важно и то, что для репертуара «Балтийского дома» трагедия не является ведущим жанром, поэтому обращение к столь ответственной задаче потребовало от режиссера нестандартных и смелых решений. Прежде всего, Галибин полностью отказался от исторической стилизации и сделал пространство максимально условным: лаконично-черная коробка сцены в исполнении художника Николая Симонова, аскетичные монохромные костюмы Светланы Матвеевой и интересные световые схемы Дениса Солнцева, благодаря которым действие как будто иносказательно превращается в древнегреческую трагедию.

Сходство с античностью подчеркивается своеобразным музыкальным выбором: режиссер фактически исключает записанные фонограммы и отдает ритмику спектакля на откуп хору женщин и мужчин. Они играют на бутылках, трещотках и жестяных банках, топают, хлопают, танцуют, скандируют речевки и в какой-то момент сливаются воедино, становясь глумливо-радостной толпой, великосветским обществом и народом, по косвенной вине и осуждению которых в несчастье погибает главная героиня. Этот остракизм, которому предана Анна Каренина, и моветон, в котором она вынуждена жить, удачно подчеркивается делением действующих лиц на хор и главных героев. Но одновременно такое исполнение затрудняет зрительское восприятие: всю повествовательную линию и основной нарратив озвучивает хор, причем делает это в довольно вариативной манере – от скоморошьих улюлюканий и причитаний до утрированного рэпа.

Событийный ряд про похожие друг на друга счастливые семьи и несчастных по-своему людей в спектакле разнится с временной логикой романа и существует в виде реминисценций и воспоминаний главной героини. В один момент она переносится на петербургский бал, а в другой – встречается ночью на вокзале с Вронским. И, безусловно, именно Анна Каренина становится тем крепким стержнем, на который нанизываются все составляющие спектакля. Не случайно фигура Каренина (н.а. России Александр Галибин / н.а. России Валерий Соловьев) отходит на второй план, иногда изображается в виде куклы и конкурирует не только с персонажем Вронского (Александр Муравицкий), но и с кочегаром (з.а. России Анатолий Дубанов).

Очень тонкая, точная, по-женски иступленная и страдающая, страстная и опустошенная – героиня, которую создает актриса Ирина Савицкова, казалось бы, действительно выходит на сцену из строк Толстого, визуализируется из его сложнейшего романа.И литературный первоисточник, и пьеса Елены Греминой, по которой поставлен спектакль, в первую очередь, наводят фокус на портрет женщины, на ее сложный и многогранный характер, поэтому привязка к девятнадцатому веку почти незаметна. Ведь как бы то ни было, любовь и ревность, долг и ответственность, экзистенциализм и рефлексии бередили и мучили миллионы женщин во все века. И спектакль как раз об этом – о вечных проблемах, которые так переливчато, то яростно и иступленно, то тихо и безысходно прожила актриса Ирина Савицкова. Недаром Анна Каренина на долгие годы стала символом борьбы и отчаяния – тем явлением женской души, победить и осознать которое не в силах ни один реформатор мира.

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии театр-фестиваля Балтийский Дом


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.