Не секрет, что подростки – аудитория весьма специфичная и достаточно привередливая. Попробуй угоди, постарайся заинтересовать – получится не у каждого. К счастью, в наши дни существует немало увлекательных и важных проектов для тинейджеров. Ярким примером такого актуального события, говорящего с подростками на одном языке, можно считать театральный фестиваль «В смысле?!», который прошел в Петербурге с 25 марта по 3 апреля. Предложенная программа оказалась весьма насыщенной: помимо разного рода спектаклей и перфомансов, все желающие могли принять участие в мастер-классах, образовательной программе и даже познакомиться с таким непривычным явлением, как книжный стендап. Фестиваль был инициирован замечательным во всех смыслах и актуальным сегодняшнему дню «Театральным проектом 27», на счету которого уже несколько оригинальных постановок.
Танцевальный перфоманс «о неповторимости каждого» прошел на Новой сцене Александринского театра. И действительно, лейтмотивом данного мероприятия стала именно идея личной уникальности. Вот они, перформеры. Кто-то в облегающих джинсах, а кто-то в свободном платье. Кто-то выбрал в качестве мелодии для танца заводную современную мелодию, а кому-то по нраву ретро-стиль. Некоторые так вообще предпочитают этнические мотивы – почему бы и нет? Кому-то хочется в движениях показать страсть, а прочим – затаенную боль. Здесь нет никаких четких правил, кроме одного – быть собой, проявить себя, показать себя. Тело само становится музыкой и начинает жить по собственным законам. Энергия молодости разливается в пространстве и ощущается просто на физическом уровне. Не можешь выразить словами, так вырази же пластикой и движениями. И у молодых перформеров отлично получается рассказать языком тела свои максимально личные истории.
Финальной точкой фестиваля стал спектакль Владислава Тутака «Принц в корзине». Здесь режиссер предельно честно рассказывает историю своего детства, собственного семейного конфликта, не скрываясь и прячась от самого себя и от публики заодно. Тем не менее, важно понимать, что перед нами тут не документальная хроника одной несчастливой судьбы, а «почти автобиографическая история». Вот и думай, где тут прям правда-правда, а где все же драматургический вымысел?
Сюжет рассказываемой истории прост, и именно своей простой и обыденностью он и делает особенно больно. Отец-баскетболист (с заслугами, наградами и когда-то блестящей карьерой всесоюзного масштаба) желает видеть единственного сына баскетболистом, а тот с раннего детства тяготеет к театру кукол. Ну как с этим жить? Позор! Позор! Трещина непонимания лишь растет, постепенно превращаясь в пропасть, практически в Марианскую впадину, и тихой робкой маминой любви ни капельки не хватает, чтобы возвести хотя бы слабый хрупкий мостик. Ничего не работает, никакие способы не помогают. Уговоры, мольбы – все мимо, все в пустоту. Даже торжественно устроенный семейный кукольный спектакль во имя родителей, с сюжетом на тему «ребенок имеет право делать собственный выбор» не помогает, скорее, становится последней каплей. Точка невозврата пройдена.
А потом отец рассказывает о том, что посмотрел все-все спектакли сына и остался восхищен этими работами. Что в комнате его до сих пор все, как было в детстве, и самые первые самодельные куклы сидят по-прежнему на своих местах. Что он по-настоящему гордится им теперь и понимает, как был неправ все эти годы. Только вот сын не желает с ним общаться.
В спектакле совершенно блестяще играют артисты. Валерии Ледовских не привыкать воплощать образ угловатого неприкаянного подростка, Любовь Яковлева виртуозно создает истинно гротесковый образ любящей несчастной мамочки, ну а Михаил Ложкин… Михаил Ложкин играет жизнь и судьбу, иначе и не скажешь. И да, режиссер внезапно воплощает тут ненатужные аллюзии с «Гамлетом», и получается у него это умно и органично. Ребенок как объект манипуляции, как жертва амбиций, как преданный самыми близкими одинокий человек (не об этом ли и в шекспировской пьесе?). Плюс эпизод со спектаклем-мышеловкой, чтобы вскрыть не преступление, но наболевшее – совершенно замечательный ход. А продуманная до деталей сценография (тут вам и отцовское продавленное кресло – трон для локального семейного тирана, и баскетбольное кольцо как символ пустоты) аккуратно венчает эту замечательную работу. И искренние слезы на глазах зрителей, пожалуй, сами по себе лучший отзыв на спектакль.
Марина Константинова специально для Musecube
Добавить комментарий