Веселая вдова: Париж в Голливуде для Москвы

Ради женщин, ради женщин
Даже в омут с головой,
Если мне она вдруг скажет:
«Я твоя, любимый мой!»

Кому не знакомы эти строки из оперетты Франца Легара? Меж тем, это был первый опыт трагикомедии в жанре! Легар создавал «Веселую вдову», пытаясь придать серьезность и смысловую нагрузку завоевавшему сердца зрителей легкому жанру. Первые слезы в оперетте принесли композитору мировую славу, а зрителю — веру в возвышенные чувства, над которыми не властно ни время, ни деньги.

Первоисточником считают комедию А. Мельяка и Л. Галеви «Атташе посольства», основанную на реальных событиях и имеющую политическую подоплеку (что было нередкостью для оперетт того времени). При первой же переделке либретто в центре внимания оказалось балканское княжество Понтеведро (созвучное с Монтенегро, то есть с Черногорией): в начале XX века эта маленькая, но гордая страна задолжала австрийским банкам огромные суммы, и покрыть задолженность предполагалось за счет наследства главной героини, которой однажды уже не удалось выйти замуж за главного героя. Впрочем, именно он-то и не собирался на ней жениться (как минимум, его любимое кабаре «Максим» славилось юными красотками и алкоголем), зато других кандидатов (в том числе готовых на развод ради ошеломляющих перспектив) было хоть отбавляй. Действие происходило в посольстве балканского княжества в Париже, жена посла старательно отвлекала ушлых ухажеров (атташе и дипломатов) вдовы своими молодостью и стройностью. И все это многочисленное «население» посольства объединяла общая задача: не допустить утечки капитала вдовы.

Премьера состоялась в 1905 году в театре «Ан дер Вин» в Вене, а далее — по всему миру. Удивительно, но именно в России прием постановки (1906) был самым прохладным — лишь на шестом десятке показов спектакль нарекли «достопримечательностью Петербурга». Однако за первые пять лет «Веселая вдова» обошла весь земной шар — а в Америке и вовсе сняли фильм по мотивам оперетты. Оригинальному сюжету он соответствовал меньше, чем на четверть. Фильм (1925) наполняла музыка Легара, а все вокальные номера были заменены оркестровыми. Коммерческий успех «Веселой вдовы» вполне оправдал ожидания, однако режиссер Эрих фон Штрогейн явно рассчитывал на большее: «Мое единственное оправдание, что я выпустил такую дрянь, в том, что у меня есть жена и дети, которых я должен кормить».

Впрочем, надо понимать, что Америка рубежа 1920-1930 годов уже пережила гибель «Титаника» (1912), с головой ушла в так называемую первую волну феминизма, «изнывала» от сухого закона (1920-1933), век джаза (1918-1929) и «ревущие двадцатые» вышли на завершающий виток орбиты своей «карьеры», однако уже был снят первый фильм ужасов (1923), а также состоялась первая звуковая фильма (1926), в то время как Великая депрессия (1929-1939) еще не наступила во всем своем ужасе.

Причем синематограф в США того периода был гораздо более привлекательнее театров, что же до развлечений после биржевого краха (безработица и инфляция превышали все разумные пределы), кинотеатры и тогда не пустовали: билет (с включенными закусками) стоил чуть дороже пачки сигарет, но самое главное, там можно было забыться и не думать о проблемах. Голливуд стал лекарством номер один буквально для каждого первого!

Что же предлагали киностудии? Конечно же, сказочки для взрослых (мюзиклы и мелодрамы про падших женщин), истории про и для крутых (фильмы про гангстеров — кто-то же поставлял «мокрое» во время сухого закона?). Все эти картины объединяли тема легких денег и хэппи энд. Были и темы погорячее: у секс-символа того времени, актрисы Мэй Уэст, в комедии 1933 года «Она обошлась с ним нечестно» была легендарная реплика: «У тебя в кармане пистолет, или ты просто рад меня видеть?» (спойлер: чуть позже на многие темы, включая намеки на нетрадиционную ориентацию, введут цензуру). К слову, в этом же 1933 году большая часть кинокомпаний уже оказалась на грани банкротства — включая ту, о которой идет речь в новом спектакле Алексея Франдетти на сцене Московского театра оперетты.

Как вы уже догадались, в павильонах на сцене театра на Большой Дмитровке, 6 будет сниматься звуковая фильма «Веселая вдова» с музыкой несравненного Франца Легара, при этом в спектакле сохранена оригинальная и продолжительная увертюра, самые известные вокальные номера (но переписанные под американского зрителя, уставшего то ли от беспечных «ревущих 20-х», то ли от неожиданной Великой депрессии — и пока не очень знакомого с цензурой!).

На съемочных площадках мелькает огромное количество героев артистов Московского театра оперетты и даже приглашенных солистов, но заглавные партии достались тем, кто двигает махину американского кинематографа: Анне Золотовой и Ольге Козловой, Ивану Викулову, Павлу Иванову и Максиму Катыреву, а также Ольге Белохвостовой, Юлии Гончаровой, Александру Бабику и Николаю Семёнову, немного синематографического счастья досталось заодно Владиславу Кирюхину (и заявленному в этой «линейке» Максиму Новикову).

Сохраняя интригу, добавим, что в спектакле сохранена балканская часть истории, cherchez la femme, цифры с несколькими нулями на чеках и знаменитый «Максим» — хэппи энд будет довольно неожиданным, и он окончательно решит вечный спор о том, что важнее, театр или кино.

17 и 18 июня в Московском театре оперетты премьера «Веселой вдовы» в постановке Алексея Франдетти с хореографией Ирины Кашубы и костюмами Виты Севрюковой! Гоните мысли о попкорне, но помните, что шампанское — это синоним оперетты, даже если та внутри cinema, что способна всех сводить с ума!

Ольга Владимирская специально для Musecube

Фото обложки предоставлено пресс-службой театра, фоторепортаж Анастасии Фолманис можно увидеть здесь 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.