XXIII Международной Брянцевский фестиваль: от Погорельского до Евдокимовой

XXIII Международной Брянцевский фестиваль: от Погорельского до Евдокимовой
Фото предоставлено пресс-службой ТЮЗа имени А А Брянцева

В Санкт-Петербургском ТЮЗе только что закончился Международный Брянцевский фестиваль детских коллективов. Он проходил в течение 3 дней: на Малой сцене театра выступили студии из Северодвинска, Тольятти, Москвы, Королева, Саратова, Санкт-Петербурга и Петергофа. Все 13 коллективов – уже победители, прошедшие тщательный отбор на фестиваль. Члены жюри – артисты ТЮЗа – выбрали самые достойные работы из 150 заявок, присланных на фестиваль, в этом году посвященный 100-летию театра. Для детей были проведены мастер-классы с ведущими молодыми актерами, хореографами и педагогами Петербурга: Полиной Сидихиной, Виталием Уливановым, Егором Архиповым. Помимо этого организованы профессиональные обсуждения спектаклей с театроведом Алексеем Пасуевым и творческая лаборатория под руководством Сергея Агафонова. О том, что интересует современных детей, на каком уровне находится детское художественное творчество и какие открытия принес фестиваль – в нашем материале.

Спектакли детских студий охватывают произведения русской литературы с начала 19 века до современных дней. Тексты Гоголя, Чехова, Погорельского, Аверченко, Тэффи, Ольшанского, Вылковского, Астафьева, Воронковой, Евдокимовой, Алексеевич, Биркина, Алексеева, Рождественского, Аверченко раскрываются в различных жанрах и сценических композициях. Режиссеры, а с ними и молодые артисты, ищут свой  язык, который поможет выразить волнующие их чувства и мысли.

Спектакль «Черная курица, или подземные жители» театра-студии «Театралика» г. Саратова представила профессиональный музыкально-пластический спектакль по повести А. Погорельского. Действие танцевального travel-блокбастера динамически развивается, зрители следят, затаив дыхание. Волшебный мир сказки создается благодаря прекрасным костюмам и многофункциональной метафоричной сценографии, трансформирующейся на глазах. Вот доски превращаются в кровать мальчика, вот становятся часовыми стрелками, вот партами гимназистов, а вот деревенской избой — воображение ребенка, как и художника, готово создать самые удивительные картины из, казалось бы, самых незамысловатых предметов. У каждого артиста — свой пластический рисунок и четкое понимание процесса: все погружены в ситуацию, учитываются малейшие нюансы. История нравственного пути мальчика, обладающего волшебной силой, выделяющей его из окружающих, рассказала о том, как сложно сохранить чистоту сердца и держать свое слово. Курица Чернушка, являющаяся неким моральным ориентиром произведения, произносит: «Порок входит через дверь, а выходит через щелочку», и именно эти слова окончательно помогают главному герою переосмыслить свое поведение. Талантливая постановочная работа режиссёра Анжелики Лозановски смогла погрузить воспитанников студии в пространство волшебного вымысла, раскрыть индивидуальность каждого ребенка и нарисовать полноценную, мастерски продуманную и исполненную фантазийную историю. Спектакль получил Гран-при фестиваля.   

О сказке немного в другом, ироническом ключе поразмышлял коллектив Театрального лицея ДТЦ «Театральная семья» г. Санкт-Петербурга. Гоголевская повесть  «Ночь перед Рождеством» сатирически переосмысляется режиссером Александром Серенко: в центре внимания оказываются не чудеса, а зловещая, бесовская натура женщин. Сделать нужные акценты помогает квартет рассказчиков и Черт в юбке, соперничающая с Оксаной за душу кузнеца. Современные параллели позволяют активно включить внимание зрителей: рэп-баттлы, All by myself Селин Дион, справки из Википедии, лейбл Vans приближают сюжет к нынешнему дню, наполняют юмором и теплом. История о том, как далеко может зайти влюбленный юноша, и как губительны женские чары, становится близка людям разных поколений. Артисты легко и непринужденно хулиганят, взаимодействуют со зрительным залом, разрушают четвертую стену – на основе гоголевской фабулы рисуют свое художественное сочинение. Постановка стала лауреатом фестиваля III степени.

Театральная студия «Однажды» школы №204 Центрального района г. Санкт-Петербурга познакомила с текстом Л. Вылковского, по-своему интерпретирующим сюжет «Волшебника Изумрудного города» и тему трансформации человеческой души. История, начинающаяся с добра и искреннего желания помочь Волшебнику упорядочить выстраивающиеся к нему очереди людей, неумолимо ведет к драматической развязке:  ученик хочет выйти из тени своего учителя, и так будет всегда. Человеку мешает стать счастливым его собственная натура, не умеющая останавливаться на достигнутом, жадно ждущая обновлений. Очереди за счастьем, размышления о гибкости сотрудников, увеличении дохода за счет расширения развлекательной сферы позволяют нарисовать знакомые реалии 21 века. Понятия начинают подмениваться: людям кажется, что счастье и комфорт – синонимы. Режиссер Александр Семенов раскрывает довольно непростую философскую сказку близким для детей языком: герои являются носителями определенных пороков или добродетелей. Татьяна Смакотина за роль Мальчика была награждена дипломом «За яркую творческую индивидуальность».

На тему изменения человеческой души под тяжестью обстоятельств размышляет спектакль «Мой милый Плюшкин» Лицея искусств «Санкт-Петербург». Пьеса В. Ольшанского представляет собой ретроспективную фантазию о том, как Плюшкин стал тем бесполым скрягой, которого мы наблюдаем в поэме Гоголя. Образ Плюшкина постепенно расширяется, показывая, как менялся этот поэтичный, активный и успешный человек в течение своего жизненного пути. Плюшкин доводит до абсолюта совет жены быть более рассудительным и скупым: как человек увлекающийся, он начинает находить в этом некую цель жизни. Чужая философия не принесла результатов: хозяйство постепенно скуднеет, как и душевные силы героя. Потеряв жену, а затем и вторую возлюбленную, чувствуя, что его оставляют дети, идущие не по намеченному им пути, он замыкается в себе и угасает. Режиссерская работа Валерия Дьяченко представила талантливых молодых артистов, с высоким уровнем владения профессией. Актер, играющий Плюшкина, полнозвучно являет весь накопленный комплекс ран и болей, исполняет свою роль насыщенно и точно. В сюжет введен маркёр современности: мобильный телефон, фиксирующий мгновения и напоминающий через десятки лет о том, каким человек некогда был и к чему стремился. Почему человек меняется,  расстаётся со своими мечтами, сходит с задуманного маршрута? Одиночество главного героя, оставшегося со своей служанкой и прощающегося с жизнью, обнаруживает трагизм человеческого бытия. Прекрасная, слаженная работа рисует глубокий психологический спектакль в лучших традициях петербургской театральной школы. Спектакль получил Специальный приз жюри имени народного артиста России Н.Н. Иванова.

Произведение «Мертвые души» в своем первоисточнике тоже появилось в программе фестиваля. Театральная студия на Фонтанке г. Санкт-Петербурга создала эпичную картину бешеного и залихватского бега тройки, запряженной бесами. Чичиков, ищущий несуществующие, мертвые души, не замечает, что мёртв он сам и окружающие его люди. Герой прекрасно подстраивается под окружающих, как зеркало отображает их внешние манеры и внутреннее состояние, находит необходимые ключики к сердцу каждого. Он мчится на колеснице как всадник смерти, испытывая человека и пытаясь увидеть всю мелочность его натуры. Композиция «Шум» группы Go_A является лейтмотивом спектакля и позволяет акцентировать темное, мистическое начало души человека. Режиссер Дмитрий Петров создал динамичную, сложносоставную, сатиричную историю, поставив довольно непростые задачи перед юными артистами. Хоровое начало и пластическая индивидуализация каждого героя позволяют увидеть характерный образ, а за ним – нарисовать в совокупности современное общество. Леонид Кухарев за роль Манилова был награжден дипломом «За яркую творческую индивидуальность».

Особой болью отзываются спектакли о войне. Свое серьезное исследование представила Детская театральная студия «Премьера» при Драматическом театре «Колесо» им. Г. Дроздова, г. Тольятти. Режиссер Елизавета Двинская на основе реальных историй ветеранов создала спектакль «Наши…», который рисует военные картины жизни людей. Простыми изобразительными средствами – с помощью света и музыки, точных линейных мизансцен, режиссер создает звенящее тишиной настроение спектакля. Мирные, резвящиеся старшеклассники вмиг оказываются в другой действительности, перечеркивающей их прежнюю жизнь. Зарисовки из военного быта рассказывают, как спали, как воевали, как лечили, как влюблялись, как попадали в плен и как сидели в тюрьмах эти молодые, тянущиеся к свету люди. Что их сподвигло бороться? Месть за близких, любовь к Родине, понимание необходимости личного участия в исторических событиях. Какие были первые поцелуи? Прощание с умершим первым возлюбленным. Чему радовались? Свадебному подарку — сапогам с убитого немца. Война обнаруживает звериные инстинкты в человеке, невиданную силу, калечит сердца и души. Погружение в боль истории соседствует с наблюдениями молодых людей за красотой  жизни, радостью существования, шутками о подвигах, осознанием общности цели. Человеческое слово рисует глубину страдания, о котором хочется забыть, но приходится вспоминать. «Казалось, что это будет последняя война в истории», — говорят в финале счастливые герои, готовые начать новую жизнь. Артисты студии глубоко погружены в материал, по-настоящему и с трепетом относятся к происходящему на сцене. Помимо этого, они прекрасно и зрело воспитаны: каждый раз горячо благодарили другие коллективы и поднимались со своих мест, отдавая дань уважения творчеству и создавая теплую атмосферу праздника. Спектакль стал лауреатом фестиваля II степени.

В постановке «Спасибо. Недетские рассказы о военном детстве» коллектива малых театральных форм «Арлекин» ДК Парголовский г. Санкт-Петербурга в ракурсе внимания оказываются совсем маленькие дети, начавшие свой жизненный путь во время войны. Вмиг повзрослевшие, принявшие на себя новые реалии жизни, жертвующие собой, радующиеся мелочам, теряющие близких и стремящиеся к счастью дети – особая категория людей военного времени. Фотокарточки рисуют малышей на заводах, калек, разбомбленные дома, умерших  — картины жизни, которые так контрасты свету, чистоте и непосредственности, изливающихся из глаз ребенка. Режиссер Виктор Чепрасов стремился во всей многогранности представить полярность эмоций, испытываемых детьми, их мужество, смелость, ужас перед происходящим, ненависть к врагу и непосредственность чувств. Артисты работали скромно и наполнено, передавая переходность состояния героев, все дальше устремляющихся от своего детства. Софья Моисеенкова за роль Кати и Илья Андреев за участие в спектакле получили дипломы «За яркую творческую индивидуальность».

Спектакль «Валентинка» по повести Л. Воронковой «Девочка из города» театральной студии «Том Сойер» г. Москвы рассказал о горечи потери самого близкого человека и добром сердце, умеющем любить. Война разрушила семью Валентинки, перевернула жизнь городской девочки, которая впервые попала в деревню. Ей повезло – она попала в семью любящей женщины, воспитавшей несколько десятков детей и стремящейся воспринять индивидуальность ребенка и увидеть мир его глазами. Эта история повествует о возрождении к жизни и таком естественном инстинкте «жить». Режиссер Артем Кабидов талантливо создает деревенский быт, в котором печка превращается в пространство для творчества, а жизнь природы – источником вдохновения. Артисты студии играют тихую и нежную историю о том, что нельзя быть эгоистом, с удовольствием представляя шумную, задиристую, но очень добрую ребятню. Ева Тимофеева за роль Валентинки была награждена дипломом «За яркую творческую индивидуальность».

Одним из самых трогательных спектаклей фестиваля  о детстве и становлении душевных качеств стал «Конь с розовой гривой» по рассказу В. Астафьева театрально-музыкальной студии Детского музыкального театра МОУ «Центр образования №23 «Созвучие» г. Вологда. Главный герой Витя — прекрасный и непосредственный, совестливый мальчик. Герой получает первые уроки жизни, осознает, что такое всепрощающая любовь и предательство. Важным смысловым акцентом стало семейное древо, являющееся  основой жизни героя и его нравственным ориентиром. Режиссер Анна Мухина верно передала ощущение детства, когда пряничный конек становится настоящим прообразом воплощенной мечты, приближающей к всеобщей гармонии. Юные воспитанники студии искренне и с любовью купаются в материале, а музыка вологодского композитора В. Гаврилина, помогает погрузиться в деревенский колорит. Спектакль стал лауреатом фестиваля I степени.

Мир взрослых и детей раскрывается в спектакле «Переоценка ценностей» образцового коллектива театральной студии «НаВыРост» КЦ «Каскад» г. Петергофа. Тексты Тэффи и Аверченко звучат остро и современно и особенно близки мышлению актеров, находящихся на сцене. Детское, наивное, чистое, лёгкое отношение к жизни противоречит разумному и прагматичному мышлению, любящих комфорт взрослых. Спор ведется вокруг темы «зачем учиться» и «когда было лучше: в далекие времена или сейчас». Свобода, простота, естественность дикого мира притягательна для детей, таит в себе тягу к приключениям, о которых так приятно читать в книжках. Детский ум все время находит доказательства своей правоты, ученики верят только в свою логику и не видят реалий, не скованные тяготами жизни. Режиссеры Елены Антонова и Светлана Митина создали обаятельную и живую работу. В  спектакле звучит многоголосие детей и пласт разнообразных вопросов о сегодняшнем дне. Попытки разрушить мораль и здравый смысл взрослых увенчаются успехом: учительница окунется в детство и мечтательно согласиться с детьми, что раньше было лучше.

К текстам Тэффи обращаются еще раз: театральная студия гимназии №18 им И.Я. Илюшина г. Королева знакомит со сценической композицией «Тонкие чувства». В работе раскрываются два параллельных мира, девочек и мальчиков. Наивные романтичные мечтания о любви, стереотипное и чистое представление о жизни вызывает улыбку и узнавание. Лёгкие, в нежных фартучках и воротничках, гимназистки мечтают о романах и трагических развязках, сочиняют стихи, влюбляются в незнакомых юношей и пытаются проявить себя. Талантливая и теплая работа режиссера Людмилы Аркадовой показывает глубину чистоты восприятия ребенка, а артисты играют с юмором и нежностью, окунаясь в переживания своих героев. Виталия Гарбузова за роль Гули, Алена Ларионова за роль Катеньки получили дипломы «За яркую творческую индивидуальность».

Теме влюбленности вторит работа образцового театра «Забава» г. Северодвинска. В повести Н. Евдокимовой «Лето пахнет солью» раскрываются мечтательные воспоминания о море, которое открывает человека себе, наполняет свободой и жизнью, позволяет увидеть мир с другой  стороны. Бескорыстные признания, слияние с солнцем и наслаждение жизнью создает безмятежное настроение спектакля. Легкая, искрящаяся счастьем работа Наталии Громовой о щемящих чувствах и тонкости восприятия сыграна с любовью и вниманием. Артисты делятся своим внутренним миром, пытаясь наполнить зрительный зал восторгом существования.

Искрометный чеховский текст пьесы «Предложение» в исполнении образцового детско-юношеского драматического театра-студии «Дуэт» ДДЮТ Московского района г. Санкт-Петербурга прозвучал бодро и контрастно. Артистам удалось сохранить необходимые тональности: существование на полярностях позволило раскрыть глубину юмористического текста. Последнее слово всё-таки осталось за женщиной: мужчина отступил перед ее напористостью и силой. Спектакль в очередной раз подтверждает мысль, как многое зависит от женщин, умеющих взять ситуацию в свои руки и организовать своё счастье. Ребята играли с должным пониманием происходящих событий, верно представляя остроту комедийной ситуации. Кирилл Туренко за роль Чубукова, Мирон Фарафонов за роль Ломова и Александра Волкова за роль Натальи Степановны были награждены дипломами «За яркую творческую индивидуальность».

Большое удовольствие наблюдать за тем, как много одаренных детей нас окружает, и как много фантазийных режиссеров, тонко чувствующих своих воспитанников, работает в сфере детского творчества. Кипучая энергия детей, абсолютная вера в предлагаемые обстоятельства, готовность прожить различный, неведомый современному ребенку опыт, позволяет наполниться надеждой, что будущее российского театра будет светлым, нетривиальным и активным.

Аглая Прокофьева специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.