«Битломания» Стаса Намина: all you need is love!

Есть на свете такая музыка, которая не подвластна ни времени, ни моде, ни каким-либо стандартам мировосприятия в ту или иную эпоху. Музыка, которая давно уже не принадлежит своим создателям и является словно бы частью Вселенной, потому что представить наш век без ее присутствия уже невозможно. Такая музыка просто живет и звучит в свое удовольствие на протяжении нескольких десятков лет, в любое время находя своего слушателя, даря радость людям и всегда оставаясь актуальной. Конечно, одним из ярчайших примеров такой музыки является неповторимое и любимое во всем мире творческое наследие легендарной «ливерпульской четверки» The Beatles. Об их творческом пути давно уже сказаны все слова, их песни давным-давно заслушаны до дыр, но они и по сей день радуют нас и обнимают наши сердца своей теплотой и задором, и, более того — вдохновляют наших современников на новые творения, как совсем молодых ребят, так и уже признанных мэтров. Вдохновляют не только на новые песни, но и на творчество в других жанрах искусства: кто-то пишет картины, навеянные музыкой Beatles, кто-то снимает фильмы, посвященные той эпохе и той реальности, а 6 декабря московский Театр музыки и драмы Стаса Намина представил в Петербурге свой спектакль, вдохновленный все теми же вечными «битлами».

Театр музыки и драмы Стаса Намина довольно молод. Как самостоятельная организация, он был основан в 1999 году, хотя для самого Стаса Намина театр начался еще в 70-е годы. Знаменитый отечественный музыкант, композитор, художник, фотограф, лидер группы «Цветы», продюсер рок-коллектива «Парк Горького» и организатор первого независимого продюсерского центра SNC, помимо всего прочего, всегда был заядлым театралом. В 1984 году Стас Намин окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР, где в качестве курсовых работ представлял свои первые сценические опыты. Настоящим откровением для него стала голливудская постановка бродвейского мюзикла «Волосы», благодаря которой и родилась идея создания собственного театра. В 1999 году он был создан на основе театра «Лаборатория» Андрея Россинского — давнего друга Намина, а в качестве первой постановки была выбрана русская версия мюзикла «Волосы», премьера которой состоялась 15 ноября 1999 года. Сегодня репертуар Театра музыки и драмы включает в себя разнообразные жанры: комедию, трагедию, драму, мелодраму и другие. Однако основу репертуара составляют именно музыкальные спектакли — «классика жанра» («Иисус Христос Суперзвезда», «Волосы», «Бременские музыканты», «Три мушкетера» и другие) и новые оригинальные постановки («Алиса в Стране Чудес», «Портрет Дориана Грея»), мюзиклы для детей.

6 декабря Театр музыки и драмы Стаса Намина приехал в Петербург со спектаклем «Битломания». Впрочем, назвать эту постановку спектаклем довольно сложно: скорее, это некое театрализованное представление, которое постановщики характеризуют как «музыкальные граффити», и, пожалуй, это наиболее точное определение. «Битломания» не имеет четкого последовательного сюжета — по сути дела, она не имеет сюжета вовсе и представляет собой набор ярких музыкально-танцевальных номеров, щедро приправленных песнями «ливерпульской четверки». В самом начале, когда в зрительном зале гаснет свет, мы слышим первые такты проникновенной «In my life», и, пока звучит запись, на экране над сценой знаменитые фотоснимки «битлов» постепенно сменяют друг друга. Далее звучит музыка без слов, и на сцене появляется толпа танцующих школьников, два или три стола, школьная доска — вот и все декорации. Действие спектакля происходит в школе, но мы даже не знаем — в каком городе, в какой стране и в каком временном отрезке. Всё, что мы видим на сцене, могло происходить когда угодно, где угодно и с кем угодно, поскольку сменяющие друг друга «музыкальные картинки», как и песни, звучащие со сцены, актуальны всегда и везде. Действующие лица спектакля — школьники и школьницы, учитель и учительница, а также совершенно обаятельные комические персонажи — уборщица и рабочий-слесарь.
Между ними происходят разнообразные, в основном, невербальные контакты, то есть, зажигательные танцы, выполненные безупречно и профессионально. Вербальный контакт между героями происходит, большей частью, за счет исполнения песен. Прозаическая речь в спектакле практически отсутствует (за все полтора часа звучит всего несколько коротких фраз), но песни «битлов» ребята исполняют потрясающе: то хор, то соло, до дуэт, то перекличка голосов звучат настолько заразительно и проникновенно, что, находясь в зрительном зале, ты невольно начинаешь раскачиваться в такт и подпевать актерам, мечтая пуститься в пляс вместе с ними.

О чем рассказывает «Битломания»? О молодости, о любви, о жизни. Каждая «музыкальная картинка» в каком-то смысле иллюстрирует ту или иную песню The Beatles, но лишь отчасти. Например, после слов одного из учеников, обращенных к учительнице — «Вспомните себя в 17 лет!..», звучит песня «I saw her standing there», которая начинается со слов: «Well, she was just 17…» («Итак, ей было всего 17…»). Когда учительница объявляет тему сочинения «Первая любовь», класс начинает исполнять песню «Don’t let me down» («Не разочаруй меня»), что в данном контексте звучит более, чем уместно. Когда на сцену выходит учитель, который полагает, что потерял любовь учительницы (это было обыграно ранее), класс взрывается песней «She loves you» («Она любит тебя»). Отдельное внимание заслуживают два персонажа — уборщица и рабочий: первая появляется на сцене со шваброй и, уставшая за день, начинает исполнять «A hard day’s night» («Вечер трудного дня»). Затем к ней присоединяется слесарь, и вместе они продолжают петь ту же песню, но в стиле эдакого тяжелого блюз-рока, используя швабру в качестве микрофонной стойки. Позднее эти персонажи появляются снова, чтобы вместе исполнить песню «When I’m 64», а в другом эпизоде слесарь учит молодых людей, как завоевать сердце юной барышни, и исполняет при этом песню «Love me do» («Люби меня»), тоже по стилю приближенную к блюзу. Стоит отметить, что ребята не просто пели песни — они словно бы вдыхали в знакомые мелодии новую жизнь, а некоторые тексты исполнялись в совсем неожиданных интерпретациях, отнюдь не похожих на оригинал: например, «Can’t buy me love» и «Till there was you». Говорят, когда песня получает новое прочтение — это означает, что она представляет собой не что-то застывшее, а живой организм, который продолжает развиваться. Особенно ценным для души «битломана» стало, наверное, то, что постановщики спектакля в полной мере продемонстрировали свое знание репертуара «ливерпульской четверки» и свою любовь к «битлам» (и это не удивительно, учитывая то, что постановщик спектакля — сам легендарный Стас Намин). Кроме всемирно известных хитов, которые всегда на слуху («She loves you», «Yesterday», «Girl», «All you need is love»), прозвучали и другие, менее известные, но не менее любимые, песни: «The long and winding road», «Because», «She’s a woman», «No reply», «Baby’s in black», «Something».

В финале спектакля, когда все «недоразумения» между героями были разрешены, зрительный зал погрузился в почти полную темноту, а на сцене зажглись огоньки. Сначала они образовывали сердце, затем — слово LOVE. В это время актеры исполняли песню «Across the Universe». «Nothing’s gonna change my world» («Ничто не изменит мой мир»), — пели школьники, «рисуя» своими огоньками слово «любовь», и мы понимали: ничто не изменит светлую, искреннюю веру в любовь, которая, слава Богу, свойственна многим людям, ничто не уничтожит это прекрасное чувство, живущее в человеческом сердце. И ничто не нарушит восторженного отношения к жизни, свойственное молодым людям во всем времена. А в заключение вечера прозвучала вечная и неизменная «All you need is love» («Все, что вам нужно — это любовь») и окончательно укрепила ощущение тепла, нежности и веры в добро, разлившееся внутри.

Если говорить коротко, то суть спектакля «Битломания» проста и понятна, а идея стара, как мир. Весь спектакль представляет собой гимн любви, молодости, радости и хорошей музыке. В этот вечер в зале было не так много народу, как хотелось бы, но те, кто был, несомненно остались довольны — бурные аплодисменты были тому лучшим подтверждением. Хочется верить, что заряд положительной энергетики, задор молодости, идущий со сцены в зал, надолго поселился в душах зрителей. И в заключение хотелось бы сказать, что, если вы рассчитываете посмотреть скандальную постановку о жизни Джонна Леннона, Пола Маккартни, Джорджа Харрисона и Ринго Старра, или вы хотите увидеть спектакль о жизни «битломанов» 60-х годов, или же вы хотите пострадать о несчастной любви вместе с героями спектакля и поплакать под любимые песни, то «Битломания» Стаса Намина — определенно не ваш спектакль. Но если в вашем сердце живет вечная любовь, тепло и радость, если вы любите танцы и любите улыбаться, если вы искренне любите песни The Beatles и хотите, чтобы эти песни жили вечно, и, наконец, если «ничто не изменит ваш мир» — то добро пожаловать в светлую обитель любви, добра и музыки.

Полина Смирнова, специально для MuseCube

Фотоотчет Валентины Казаковой смотрите здесь

Фотоотчет Полины Смирновой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.