Князь Зельдин, или «Дядюшкин сон» в театре «Модернъ»

«Это был очаровательный сон!» – заворожённо произносит князь К., герой Владимира Михайловича Зельдина. На самом же деле «очаровательный сон» оборачивается «грязной» и некрасивой явью: известная мордасовская дама, властная и деспотичная Марья Александровна Москалёва решает осчастливить свою дочь Зинаиду, выдав её за богатого и очень старого князя Гаврилу; Зина готова стать «игрушкой в руках князя», «его рабой» ради одной только благодарности за его благодеяние. Казалось бы, все хотят счастья друг для друга, но вместо этого герои становятся ещё более несчастными.

Сложнейшая повесть Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон» на протяжении семи лет не сходит с подмостков сцены театра «Модернъ». Это прозаическое произведение уже не раз доказало свою небывалую сценичность и драматургичность. Повесть имеет ряд экранизаций и продолжает активно ставиться на столичной сцене.
Режиссёр Борис Щедрин представил свою версию произведения Ф.М. Достоевского. Роль князя К. в его постановке исполняет народный артист СССР Владимир Михайлович Зельдин. Его князь с первого же появления на сцене озаряет весь зрительный зал своим внутренним светом, весёлостью и добродушием. Зельдин-князь напевает романсы, вальсирует с красавицей Зиной и покоряет публику своим неподражаемым «зельдинским» смехом. Владимира Михайловича встречали и провожали самыми бурными аплодисментами и криками «Браво!», а один из зрителей, не в силах более сдерживать свои эмоции, бойко воскликнул: «Он ещё сто лет проживёт!» И ведь действительно, в феврале наступающего 2015 года поистине народный артист Зельдин готовится отметить столетний (!) юбилей. Но, пожалуй, всё, что демонстрирует Владимир Михайлович в спектакле «Дядюшкин сон» – его звонкий, поэтический и всегда узнаваемый голос, его небывалое жизнелюбие и безукоризненная актёрская работа, – не имеет никакого отношения к его «невероятному» возрасту. Любовь к зрителю и абсолютная искренность, естественность на сцене – вот что отличает актёров поколения Владимира Зельдина.

Вторым центральным персонажем постановки является Марья Александровна Москалёва в исполнении неподражаемой Натальи Теняковой. Расчётливый и острый, как нож, взгляд Москалёвой-Теняковой насквозь пронзает каждого сидящего в зале. Её хриплый и резкий голос, её артистичные руки, постоянно жестикулирующие и работающие точно и чётко, как у дирижёра, создают неповторимый образ стойкой, цельной и повелевающей Москалёвой.

Мозгляков в исполнении Константина Конушкина, скорее, похож не на «злого дурака», а на обиженного интеллигента, обманутого всеми, но продолжающего преподносить себя с достоинством. Зинаида (Мария Орлова) по-королевски вышагивает в роскошном белом платье, играет на музыкальных инструментах и чудесно поёт. Она неэмоциональна и держит все чувства в себе.

Мордасовское общество, состоящее из Натальи Дмитриевны, Анны Николаевны, Софьи Петровны, Фелицаты Михайловны и прочих особ, представлено режиссёром обобщённо. Все они почти одинаково одеты, слишком ярко и вычурно. Эти дамы кричат, говорят колкости и больше напоминают стаю разноцветных попугаев, научившихся только бездумно повторять чужие слова и распространять сплетни. Но такова, очевидно, задумка режиссёра, который решил более рельефно обозначить линию Марьи Александровны и её дочери Зины, противопоставив их остальной «мордасовской элите».

Художник Виктория Севрюкова, работавшая над спектаклем, создала очень интересные передвижные декорации, которые перекатываются по кругу и образуют нечто, напоминающее лабиринт с многочисленными ходами и лазейками. Этот лабиринт символизирует запутанность, загадочность и интригу, постоянно плетущуюся вокруг семьи Москалёвых и самого князя К., попавшего к ним в дом, как в ловушку из тонкой сети. И финальные слова Зельдина-князя звучат как подтверждение этой безысходности: «Куда это ты завёл меня, боже мой?»

Свет на сцене довольно приглушённый, цвета тёмные с лиловым и нежно-розовым оттенками. Обстановка в доме Москалёвых неестественная, напряжённая, что подчёркивается за счёт искусственного освещения в виде нескольких бра, помещённых по периметру декораций. И музыкальное оформление спектакля усиливает предчувствие беды и драматичной развязки: князя К., ни живого ни мёртвого, увозят из дома Москалёвых.
Трактовка повести «Дядюшкин сон», близкая к классической, пришлась по душе зрителям всех поколений. В финале спектакля публика стоя рукоплескала замечательному актёрскому ансамблю во главе с корифеем сцены Владимиром Михайловичем Зельдиным. Спектакль театра «Модернъ» уже вошёл в историю как одна из самых удачных постановок повести Ф.М. Достоевского на московской сцене.

В фойе театра всех зрителей воскресного вечера ждал сюрприз: Владимир Зельдин лично спустился к своей любимой публике, поблагодарил всех за аплодисменты, поздравил с наступающим Новым годом и пожелал мира, добра и благополучия нашему народу. А завершить своё поздравление Владимир Михайлович решил изящным поэтическим штрихом, прочитав одно из стихотворений И.А. Бунина и несколько строк из монолога Дон Кихота, в роли которого Зельдин блистает на сцене родного Театра Российской Армии.

Взгляд, улыбка и голос Владимира Зельдина излучали столько доброты и любви, что хотелось слушать его до бесконечности и долго аплодировать. Владимир Михайлович играет и живёт ради своего зрителя. Он – князь сцены, Его Сиятельство Зельдин!

Татьяна Бутяйкина, специально для MUSECUBE

Фоторепортаж Ирины Ефремовой смотрите здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.