О чем говорят провинциальные врачи или Трое за игрой в преферанс, не считая бревна

«Записки провинциального врача» – это постановка петербуржского режиссера Андрея Корионова по одноименной пьесе Елены Исаевой, снабженная некоторыми не слишком явными аллюзиями в сторону М.А. Булгакова. Спектакль вырос из фестивальных опытов Режиссерской Лаборатории «On.театр» 2009-ого года, где был признан лучшим эскизом в череде режиссерских работ. Тогда, четыре года назад, «Записки провинциального врача» пользовались большим успехом как у зрителей, так и у театральных критиков, благодаря чему прочно закрепились в постоянном репертуаре. Сейчас (снова вспоминая ситуацию с лишением «On.театра» собственного помещения на улице Жуковского) спектакль Андрея Корионова постоянной площадки не имеет, но это, к счастью, не сказывается на его жизнеспособности: 6 ноября 2013 года многочисленные зрители пришли на Новую сцену Александринского театра, где сейчас временно нашли пристанище потерявшие дом постановки. Если вынести за скобки печальную историю «On.театра», то на примере «Записок провинциального врача» можно проследить позитивную тенденцию – несмотря ни на что спектакли продолжают жить, а для молодых режиссеров и актеров это главное.

Итак, если ты – «хирург в третьем поколении» и вынужден работать в глухой провинции, то пьеса Елены Исаевой о тебе. А если при этом у тебя еще нет опыта, инструментов и помощников, а спасать людей не просто нужно, но и хочется, то тогда этот спектакль крайне рекомендован к просмотру. Впрочем, это не спектакль как таковой, а скорее диалог со зрителем в интерактивной форме. В нем актеры отлично взаимодействуют с аудиторией, есть место для живых и непосредственных откликов. Режиссер Андрей Корионов особенно подчеркивает этот разговорный контакт:
«Мы хотим поговорить со зрителем о талантливом человеке, который, несмотря ни на что, занимается своим любимым делом, а так же о столкновении таланта с черствостью и формализмом. Жизнеспособность гуманиста в современном мире – вот главный вопрос нашей постановки».

К счастью, в спектакле абсолютно нет претенциозности, наоборот, он отличается здоровым цинизмом и щедро сдобрен юмором, не без черного оттенка, разумеется. Актеры не претендуют на роль морализаторов и менторов, они всячески уходят от любой формы идеализации и ложного пафоса, сводя постановку к забавным комическим этюдам с изрядной долей утрирования.

На роль хирурга в «Записки провинциального врача» был приглашен актер БДТ, заслуженный артист России Василий Реутов. Благодаря ему спектакль стал похож на бенефис бывалого сельского доктора, начиная с неожиданного появления на сцене и заканчивая импровизированной лекцией о судьбе российской медицины. Два ассистента хирурга, как подсказали знающие зрители, напоминают бравых интернов из одноименного сериала. Что ж, в этом поверим им на слово, а факт, что харизматичные помощники выглядят скорее как альтер-эго доктора, не пренебрегающего горячительными напитками, оспаривать не будем. Этакие чертики, до которых хирург все-таки допился и с которыми он благополучно вступает в диалог, оперирует и балуется преферансом, используя в качестве четвертого игрока бревно. Помимо этого, двухметровый кусок дерева одновременно играет роль всех больных, попавших в руки эскулапа. Наглядно, доступно, понятно.

Музыкальная тема спектакля заслуживает отдельного разговора, до того неожиданно было услышать набившие оскомину хиты разных лет, которые в обыденной жизни незамедлительно вызывают дрожь и отторжение. Парадокс, но здесь они были не просто уместны, а даже, кажется, исполняли роль обязательных проводников в самобытное провинциальное мироздание, которое в спектакле обрисовано сочетанием смекалки (Иван-дурак собственной персоной), русского «авось» и стопки водки. «На недельку до второго», «Земля в иллюминаторе», «Все бегут, бегут, бегут» и даже украинская «Гоп-гоп-гоп» – песни на любой вкус, подходящие к самым неожиданным поворотам сюжета и неординарным сценам.

В больнице нет анатомических книг и справочников? Не беда! Изобретательный помощник всегда готов скинуть рубашку и представить свою спину в качестве наглядного пособия. Закончился шовный материал? (О, зрители точно запомнят название – рассасывающийся кетгут.) Доблестная медсестра поделится клубком вязальных ниток. Пациент в критическом состоянии? Вылечим, залатаем, подправим. Кризис добрался до медицины? Пожалуйста, стихийная лекция о плачевном состоянии в больницах, извольте выслушать. Но несмотря на профессиональные, иногда даже чересчур циничные обороты, «Записки провинциального врача» все равно остаются жизнеутверждающими. Да, все совсем не радужно, трудно, горько, но это ведь не просто работа, это стиль жизни и даже призвание, хоть о последнем говорить в последнее время не модно. Создатели спектакля, как умеют, высказываются об общественных настроениях, но то, что они именно говорят, а не молчат, вызывает несомненное уважение.

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE

Фотоотчет Александры Варламовой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.