Песни о Петербурге или Этот город нельзя не любить

phoca_thumb_l_02«Здесь будет город заложен» – Петр I решительно вышагивает по сцене. «Питер?» – обращается он к залу. «Санкт-Петербург!» – гордо произносит он, немедленно планируя расположение улиц и освещение города. Он полон идей и далеко идущих планов. «Что б еще замутить-то?» — мечтательно произносит он… Фантазии прерывает пафосная москвичка со странным желанием: «Хочу купить квартиру в Питере… на четвертом этаже, и чтоб без лифта, в ужасном, грязном дворе-колодце….» — пафосно растягивая слова, заявляет она. Что ж, добро пожаловать в Санкт-Петербург!

Просто я живу на улице Ленина
И меня зарубает время от времени

— мужичок бомжеватого вида затягивает песню Федора Чистякова. Да с такой страстью, что вслед за ним немедленно хочется заорать-закричать: «Как ненавижу, так люблю свою Родину…»

Страна, город, улица… Свое, родное… «Тень города» в театре на Литейном — очень петербургский спектакль. В нем нет сюжета, но он весь пропитан любовью к городу на Неве. Говорят, москвичи его не любят, не понимают. Вполне возможно. Это представление – только для тех, для кого Петербург стал поистине родным городом и для кого любовь к его каменным стенам – не пустой звук.

А еще – для тех, кто за один день хочет увидеть его во всей красе. «Сначала – Эрмитаж, потом – Медный всадник, Петропавловская крепость, а под конец – Третьяковская галерея!» — солдаты Рябов (Савва Горлачев) и Гаенко (Сергей Колос) начинают знакомство с прекрасным. И пусть с девушками познакомится пока не получается, зато от Петра Первого нагоняй уже получили.

phoca_thumb_l_22Клокочет и кипит волчая нора.
Это коммунальная квартира!

— и ее жители наполняют собой пространство. Кто только не живет здесь! Пара алкоголиков – Максим (Игорь Милетский) и Федор (Константин Мухин), распивающих четвертинку водки не просто так, а в соответствии с дзеном, вечно дрожащий от страха Илья Давыдович Кобот (Александр Безруков), типичный милиционер Пужатый (Вадим Бочанов). А рядом — герои Достоевского: Катерина Ивановна (Любовь Завадская), Соня Мармеладова (Мария Иванова), Неточка Незванова (Полина Воронова)…

Ты выходишь на кухню,
Но вода здесь горька…

— все они герои. Последние. И настоящие. Узнаваемые в любом прохожем, знакомые каждому читателю классики. Это жители города или литературные персонажи? Или то и другое одновременно? «Они зовут его Раскольников…» — песня Умки идеально вписывается в непростую судьбу Мармеладова (Денис Пьянов). Жалуясь на жизнь, он призывает к милосердию и его монолог на грани отчаяния странным образом находит продолжение в ревущем гимне поколения 70-х «На станции Токсово» — в исполнении Татьяны Тузовой.

phoca_thumb_l_18Петь, когда не хватает слов. Когда не ясно, что сильнее – музыка или авторский текст. На сцене – небольшой оркестр: гитара – Александр Пономарев, сменивший на этом посту Андрей (Худого) Васильева и Дмитрий Федоров — клавишные. При необходимости к ним присоединяются и сами актеры, прекрасно владеющие музыкальными инструментами. Например, Савва Горлачев (аккордеон) или Ася Ширшина (скрипка). Что же они играют?…
Наташа Пивоварова и Михаил Борзыкин, Майк Науменко и Имре Кальман, Кирилл Комаров и Курт Кобейн… — всем им находится место в этом удивительном, необыкновенном спектакле.

«Я исполняю танец на цыпочках…» — еле слышно произносит прекрасно-заплаканная Ася Ширшина, «Ты возьми их, ты возьми на счастье…» — трогательно и непосредственно поет Полина Воронова. И Настя Полева, чьему перу принадлежат эти песни, вполне может гордиться их исполнением.

Сцена сумасшествия Катерины Ивановны сопровождается французскими куплетами, а в ответ им – залихватская «Гуляли по Невскому б…». Где наша не пропадала!

Не остается в стороне и политика. И Татьяна Тузова, только что представшая в образе Екатерины II, уже призывает не голосовать за «Единую Россию», а Денис Пьянов готов испепелить один взглядом пока еще не построенную башню «Охта-центра». Зал аплодирует. Не так уж часто увидишь в спектакле, идущим на театральных подмостках неприкрытое возмущение сегодняшним днем.

Но возмущение сменяется нежностью: «Он последний придет, никто и не ждет, с Ладоги лед…» — голоса актеров красивы и нежны, их хор заставляет позабыть, что ты находишься в театре, а не на концерте классической музыки.

phoca_thumb_l_76А солдатики все путешествуют. И заблудившись в Новой Голландии, искренне верят, что с похмелья перешли границу. И как итог — печально поют легендарную, почти всю построенную на нецензурной брани «Подмогу»…Уныние и безысходность буквально сквозит от ее последних аккордов.

Грусть и тоска все усиливаются, и классическая музыка Сергея Прокофьева обрамляет стихи Ольги Берггольц в прочтении Любови Завадской. Трагизм достигает предела, но… внезапно разбивается о красоты Петербурга. На видео – мосты, купола, реки, шпили, ангелы…и «Весна» Сергея Курехина пробуждает жизнь в реальных видах города. Его сила и мощь помогают справиться с невзгодами сегодняшнего дня.

Но если есть в кармане пачка сигарет
Значит все не так уж плохо на сегодняшний день

— песня Виктора Цоя завершает спектакль. Зрители постукивают ногами в такт и подпевают песне, знакомой каждому. И жить становится чуточку легче.

Валентина Казакова, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии с официального сайта Театра на Литейном


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.