«Саломея». Концентрированная страсть

24 февраля Театр Киноактера вновь принимал на своей сцене постановку Романа Виктюка. Спектакль «Саломея», в основу которого легли одноименная пьеса Оскара Уайльда и печальные факты его биографии. Это два разных сюжета, облаченные в одну смысловую линию, посвященной сжигающей, всепоглощающей, ослепляющей и туманящей разум страсти. Игра актеров завораживает! Состав подобрался очень «сильный», главные роли исполнили:

Александр Дзюба (Оскар Уайльд, Ирод Антипа, тетрарх Иудеи), заслуженный артист РФ Дмитрий Бозин (Лорд Альфред Дуглас, Саломея царевна Иудейская), заслуженная артистка РФ Людмила Погорелова (Леди Уайльд, Иродиада, жена тетрарха), Иван Никульча (Роберт Росс, Иоканаан).

Актерам пришлось нелегко, ведь задача перед ними стояла колоссальная: сыграть в одном спектакле по несколько ролей, перевоплотиться из мужчины в женщину, из кроткой горестной матери в развязную и кровожадную царицу, из тирана в жертву. Полярность образов, однако же, не стала преградой для актеров, напротив, раскрыла их талант в полной мере. Особенно хочется отметить игру Дмитрия Бозина, чей талант и мастерство просто не вписывается в понимание, кажется чем-то запредельным, будоражит и очаровывает, заставляет благоговейно восхищаться!

Тем, кто воспитывал в себе любовь к театру на классических постановках и никогда не был на спектаклях Романа Виктюка, стоит прежде подготовиться морально. Об экстравагантности и неординарности спектаклей этого режиссера уже давно ходят легенды. Нетрадиционность взглядов Романа Григорьевича в данной постановке обрела концентрированный характер. Декорации, исполненные в алых, пурпурно-красных цветах, служат символом обжигающей страсти, на фоне которой и разворачиваются события разделенные тысячелетиями. Костюмы – верх смелости, созданный Владимиром Бухинником. Грим столь же яркий и даже дерзкий, как и костюмы. Все это преисполнено эстетикой гомосексуальности, эротичности, чувством непреодолимого влечения и порочного желания.

Музыкальное решение отличилось разнообразием направлений. Здесь сошлись тяжелый рок и чувственное танго, небольшие классические инструментальные этюды и странные звуки непонятного происхождения… Песня Джеймса Брауна «This is a man’s world», неоднократно звучащая в спектакле, как – бы намекает, что театр Романа Виктюка и спектакль «Саломея» – это мир мужчин.

Музыкальность спектакля не могла не отразиться на такой составляющей, как хореография. Танцу, как языку тела и дополнительному орудию в донесении чувств героев, уделено особое внимание, ведь хореографию ставила сама Алла Духова!

Все эти составляющие спектакля весьма витиевато вплетены в сюжет. История берет свое начало в зале суда, где слушается громкое дело. О́скар Фи́нгал О’Фла́эрти Уиллс Уайльд обвиняется в «грубой непристойности» с лицами мужского, точнее с Альфредом Дугласом (Бози, как его называют друзья). Один из свидетелей в своих показаниях упоминает пьесу Уайльда «Саломея», которая официально запрещена в Англии. На вопросы обвиняемому о «любви, что таит свое имя» он отвечает: «Любовь, что таит своё имя» — это в нашем столетии такая же величественная привязанность старшего мужчины к младшему, какую Ионафан испытывал к Давиду, какую Платон положил в основу своей философии, какую мы находим в сонетах Микеланджело и Шекспира. Это все та же глубокая духовная страсть, отличающаяся чистотой и совершенством. Ею продиктованы, ею наполнены как великие произведения, подобные сонетам Шекспира и Микеланджело, так и мои два письма, которые были вам прочитаны. В нашем столетии эту любовь понимают превратно, настолько превратно, что воистину она теперь вынуждена таить свое имя. Именно она, эта любовь, привела меня туда, где я нахожусь сейчас. Она светла, она прекрасна, благородством своим она превосходит все иные формы человеческой привязанности. В ней нет ничего противоестественного. Она интеллектуальна, и раз за разом она вспыхивает между старшим и младшим мужчинами, из которых старший обладает развитым умом, а младший переполнен радостью, ожиданием и волшебством лежащей впереди жизни. Так и должно быть, но мир этого не понимает. Мир издевается над этой привязанностью и порой ставит за неё человека к позорному столбу».

После, действие переносится в Иудею. Библейский сюжет, где царевна Иудейская Саломея, наученная своей матерью, требует голову пророка Иоанна Крестителя, в пьесе Оскара Уайльда обретает иной смысл. Героями руководят страсти, желания, любовь и месть. Все заканчивается более, чем печально: Саломея, ослепленная страстной любовью и желанием обладать объектом этой любви, отвергнута, за что и просит голову своего обидчика. Ирод Антипа горько расплачивается за свою слабость к Саломее. Здесь же проходит параллель с историей жизни Уайльда. Бози требует быть рядом, не скрывать чувств и не бежать от суда (как Саломея требует голову пророка), а Оскар расплачивается за свою слабость свободой, его признают виновным.

Спектакль подошел к финалу, зрители аплодировали стоя. Овации не смолкали несколько минут. Выходя из зала, зрители жарко спорили, обсуждали.… Это натолкнуло меня на мысль: «Задача современного театра и всего искусства — возбуждать чувства, эмоции, мысли. Вовсе не важно хорошие они или плохие, важно не оставлять равнодушным, заставлять думать и чувствовать. С этой задачей Виктюк справляется с легкостью».

Алина Носкова, специально для MUSECUBE

Фоторепортаж Елены Пенкиной смотрите здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.