Выйти из анабиоза: гастроли спектакля «Бег»

Выйти из анабиоза: гастроли спектакля «Бег»
Фото Полины Королёвой

Пламя свечи колышется, высвечивая облик Богоматери: тени скользят по ее лицу, наполняя живыми переживаниями за людей, оказавшихся заложниками мировых катаклизмов. Все бегут: кто-то спасаясь, кто-то — наступая, выполняя приказ, а кто-то в поисках лучшей жизни. Война — это проверка на прочность. Какие границы сможет преступить человек? Что для него значит Родина? Умеет ли он прощать? Как сохранить себя в водовороте событий? Все эти вопросы исследует режиссер Александр Лазарев в эпической постановке «Бег», премьера состоялась в московском театре «Ленком Марка Захарова» год назад. В главных ролях —  Игорь Миркурбанов, Максим Аверин, Анна Якунина, Андрей Леонов, Ясмин Мамаева, Сергей Яковлев. 23, 24 и 25 февраля театр сыграл спектакль на сцене ДК «Выборгский» Санкт-Петербурга.

Как известно, пьеса «Бег» — любимое произведение Михаила Булгакова, писавшееся с 1926 по 1928 год. В МХТ, заключившем с автором договор о постановке,  спектакль по вердикту И.В. Сталина не состоялся. Впервые драма, основанная на мемуарах бывшего белого генерала Я.А. Слащева «Крым в 1920 году» и воспоминаниях об эмиграции второй жены писателя Л.Е. Белозерской, была поставлена только в 1957 году. Как никогда созвучный времени спектакль предваряет столыпинский эпиграф: «В России каждые 10 лет все меняется, и за 200 лет ничего не меняется». Для Александра Лазарева это первая самостоятельная режиссерская работа после восстановления спектакля Марка Захарова «Поминальная молитва».

Мотив сна, заложенный автором, становится художественной составляющей спектакля. Костюмы — как гражданские, так и штатские — выполнены в сероватой монохромной гамме, уравнивающей всех персонажей. Все едины в своем мирочувствовании: люди бродят словно в тумане, пытаясь найти свою дорогу. Художник спектакля Ольга Никитина на чувственном уровне передала ощущение морока сна, его засасывающую безысходность, когда человек хочет бежать, но не может, чувствуя, что незримые силы сковывают его движения. Свет художника Евгения Виноградова дополняет небытовое ощущение происходящего, укрупняя определенные детали, как в сцене допроса в контрразведке. Яркими красками выделен константинопольский хронотоп, но они не приносят радость, скорее являются приметами чужого мира.

Сны принадлежат главным героям — Серафиме Корзухиной и Сергею Голубкову, идеалистам, которые, несмотря на все пройденные испытания, остались верными себе и открылись любви. Ясмин Мамаева играет чистую и непорочную женщину, умеющую любить и отдавать. Она обладает внутренним достоинством даже тогда, когда идет на последнюю меру, чтобы заработать денег. Не все ли равно, что продавать? Подло ничего не делать, — считает героиня. В ней есть что-то от Сонечки Мармеладовой — внутренний свет, который озаряет ее душу. Герой Сергея Яковлева, совершивший предательство (давший ложные показания против любимой женщины), искупает вину, смело идя навстречу трудностям. Его героизм заключается в том, что он следует некогда выбранному пути, а это далеко непросто.

Герои смогли сохранить друг друга, в отличие от генерала Чарноты и Люськи, чувства которых не выдержали смятений времени. Война, бывшая определяющим событием в их жизни, закончилась, и они остались наедине с собой. А себя-то уже и нет. Генерал Чарнота в исполнении Максима Аверина — азартный человек, который не может жить без адреналина. Он живет настоящим и привык к риску, именно поэтому ставки в тараканьих бегах — единственный способ, помогающий чувствовать себя человеком. Он тоскует по Родине и борьбе, не умея жить иначе. Люська Анны Якуниной готова приспосабливаться  и хочет начать новую жизнь. Она устала бороться, стремится к покою и комфорту, который дороже любимого человека. Она больше не готова страдать. Сцена прощания героев — честный разговор друг с другом, в котором каждый открыто говорит о своих приоритетах и невозможности жить интересами другого. Связи рвутся, и каждый остается со своим одиночеством. Парамон Корзухин Андрея Леонова, поэтизирующий доллар, становится избранником героини. Отрекшийся от всего русского, отчаянно спасающий себя человек, не желающий жертвовать ничем во имя другого, пытается зацепиться за жизнь и глотнуть свежего воздуха свободы. Каждый выбирает единственно возможную для него дорогу, соизмеряя ее с нравственными ценностями или не испытывая угрызений совести из-за отсутствием последних.

После разгрома белых мир кардинально изменился и для Романа Хлудова. Игорь Миркурбанов являет длинный путь, который проходит его герой. С ним происходят метаморфозы: жесткий, неэмпатичный, ищущий славы человек раскаивается и хочет искупить свою вину. Его диалог с совестью, желание принять ответственность за случившееся, осознать, почему результат борьбы оказался столь плачевен, и какую роль лично он сыграл в мировой истории, приводит к истинному пониманию вещей. Артист невероятно трагичен в этом поиске себя и громогласно являет боль человека. Привнесенными авторами спектакля коннотациями становятся попытка самоубийства героя, физический недуг (видимо, последствия инсульта), одолевающий Хлудова, и его обретение веры. Он — некогда иронично подшучивающий над церковной властью, истово крестится, надеясь на помощь божию. Тьма засасывает Хлудова, стирая память о нем с лица земли и даруя ему покой. Метафоричная сцена с восточным ковром, который исчезает со сцены вслед уходящему вдаль герою, подводит финальную черту мучениям просветленного героя.

Музыка композитора Николая Парфенюка исключительно объемна: это и вальс, и рок, восточное и православное песнопение. Она позволяет вспомнить о лучших традициях эстетики театра Марка Захарова, занимающегося изучением жизни человеческого духа. Хоровое песнопение «Покойся, кто кончил свой бег» наполняет спектакль светом. Особенно выразителен эпизод тараканьих бегов, где музыка сливается с угловатой графикой танца, поставленного хореографом Михаилом Колеговым. Каждый отчаянно бежит по своей дорожке, все равно возвращаясь к старту. Убежать от самого себя невозможно: родная земля, близкие люди, ощущение сопричастности и единения, понимание, что ты на своем месте — точка опоры человека, позволяющая ему выйти из анабиоза.

Елизавета Ронгинская специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.