Забытая история о миме

fR3ONdjpHEEПо традиции в первую неделю июля Санкт-Петербург погружается в атмосферу безудержных танцев: в городе на Неве в эти дни проходит международный фестиваль современного танца Open Look. В этом году участники и гости фестиваля уже в семнадцатый раз своим открытым взглядом наблюдали за работами лучших хореографов и режиссеров мира: ровно столько лет существует фестиваль, раз от раза становясь все лучше, разнообразнее и качественнее.

По еще одной традиции в этом году не обошлось и без открытия национальной платформы современного танца и театра Russian Look 2015, в рамках которой были показаны работы в жанре физического и визуального театра, современного танца, нового цирка и эксперимента из разных регионов России. Насыщенная программа дала возможность увидеть новые веяния в области молодого физического театра, к примеру, 7 июля на репетиционной площадке Новой сцены Александринского театра прошел моноспектакль «Пьеро» молодого постановщика Павла Алёхина.

Зрители, знакомые с творчеством русско-немецкого театра DEREVO, уже давно приметили этого талантливого участника коллектива, точно влившегося в систему DEREVO и взявшего на себя ведущие роли в репертуаре театра. Однако в сольном проекте «Пьеро» Павел Алёхин не только виртуозно исполняет многоликого персонажа, ему принадлежат также идея и режиссура постановки. Во многом сформировавшийся благодаря школе Антона Адасинского Павел Алёхин, конечно, берет очень многое из лиричности и техничности своего учителя, но при этом не идет проторенной дорожкой, а создает очень личную, почти интимную вещь.

«Пьеро» – часовой моноспектакль, и затрагивает он, как нетрудно догадаться, тему мимов и грустных клоунов. У спектакля есть посвящение: к 90-летнему юбилею великого мима Марселя Марсо. Нежный, трогательный, щемящий, вызывающий улыбку и смех – этот спектакль-обращение, кажется, очень верно адресован Марселю Марсо, тому человеку, благодаря которому пантомима в прошлом веке получила не только второе рождение, но и эталонного исполнителя. Павел Алёхин, безусловно, очень верно подхватывает амплуа: по своей психофизике и ярко выраженному комично-трагическому типажу он точно попадает в образ мима.

Режиссер-исполнитель отмечает, что этот герой завладел его мыслями уже давно, а запись из дневника 2012 года гласит: «Кажется, я прикасаюсь к тому, что давно во мне уже живет и действует. Это образ Пьеро! Одиночество, влюбленность, тоска по Отечеству небесному, молчание и долгий взгляд в пустоту – все это признаки Пьеро. Пьеро – это душа каждого из нас. Она болит и тоскует, когда человек занят чем-то пустым, земным более, чем духовным, небесным и волшебным. Нужно сочинить главную историю. Начнем: «Однажды, человек проснулся и понял, что он – Пьеро!» Вот завязка». Этим предлагаемым обстоятельствам подчинен весь спектакль, сотканный из нескольких этюдов-преображений. Пьеро становится то поп-звездой, вынужденной носить травмирующую маску успеха и славы, то преображается в заблудившегося странника, ищущего дорогу к Храму.

bPtubJnY8F8Чередуя напряжение, натяжение и легкость, Алёхин играючи меняет лица героя, постепенно обнажая его душу, которая наделена такой же любовью, страданиями и всепрощением, что и душа Христа. Поэтому неслучайно в спектакле звучат органные фуги И.С. Баха (музыкальное решение спектакля совместно с нео-этническим коллективом ПАНОПТИКУМ), неслучайно в центре сцены висит полог-трансформер, который принимает то вид окна, то очертания Голгофы, а в конце становится новым чистым облачением Пьеро. Как и постановки театра DEREVO, история, сочиненная Павлом Алёхиным, метафорична и сказочна, но в ней, пожалуй, еще больше чистоты, наивности и непорочности, так присущей детям. «Пьеро» становится материалом, дающим зрительской душе возможность замереть, отдохнуть и полететь к свету, к добру, к любви. Наверное, это и есть самое главное как в искусстве, так и в жизни.

«Я всё ищу, ищу, ищу,
И нахожу ­ и упускаю снова,
Того­ Кто моя твердая основа,
Того­ Кто моя плоть и кровь.

Того­ Кто моя хлеб и соль,
Того­ Кто питие мое и пища.
И я бреду, как одинокий странный нищий,
Имея лишь одно сокровище ­ Любовь»

(Павел Алёхин)

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии международного фестиваля современного танца Open Look


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.