Красавица из Линэна: ирландские страсти в заснеженной Москве

Маленькая девочка, которую критикует, игнорирует,
оскорбляет или подавляет нелюбящая мать,
становится взрослой и говорит себе, что она
никогда не будет достаточно хорошей или любимой,
никогда – достаточно умной, красивой или достойной
успеха и счастья.

Донна Фрейзер Глинн, Сюзан Форвард

«Красавица из Линэна» режиссера Сергея Федотова в театральном центре «На Страстном» — и опять аншлаг. На гастрольных показах Пермского театра «У Моста» всегда полон зал, потому что этот коллектив умеет делать такие спектакли, которые попадают прямо в сердце зрителя и остаются там навсегда.

В основе постановки «Красавица из Линэна» — пьеса Мартина МакДонаха. Сергей Федотов — первый в России, кто обратил внимание на этого ироничного ирландца, а потом даже стал инициатором международного фестиваля, посвящённого успешному драматургу. А значит, материал, по которому создан спектакль, любимый, удачный и зритель получит максимум удовольствия.

Жанр в программке заявлен, как грустная комедия, но я бы назвала это больше трагикомедией в темных тонах. МакДонах – виртуоз черного юмора, что доказывают его фильмы «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов», «Шестизарядник». Московские театралы неплохо знакомы с пьесой МакДонаха «Однорукий из Спокана».

Сюжет пьесы «Красавица из Линэна», на первый взгляд, банален: за престарелой матерью, Мэг, осталась ухаживать одна из трех ее дочерей, Морин Фолан. Казалось бы, очень благое дело, одобряемое обществом, это же так прекрасно, когда дочь заботится о матери, появление истинной любви и благодарности. Пресловутый стакан воды здесь превращается в кашу без комочков, которую надо тщательно размешать.

И все было бы хорошо, но эти двое, мать и дочь, вынуждены терпеть созависимость, превращающую их со временем в монстров, пожирающих души друг друга в ненависти, застилающей глаза. И вот уже мирная комнатка с портретом Элвиса и распятием Христа к концу пьесы напоминает ад с полыхающим пламенем. «Любовь невозможна в рабстве» — красной нитью проходит тут мысль другого гения сцены, Романа Григорьевича Виктюка, пасхалки к которому есть в спектакле в виде кресла-качалки, и песни Даниэля Лавуа (знаменитый выход Мадам). Сам режиссёр Сергей Федотов после спектакля сказал, что очень уважает и любит творчество Романа Григорьевича.

В этом спектакле не может быть любимых героев, так как все они с покалеченными душами, истерзанные и ненормальные, бьющиеся в страстях. Поразило меня как играет Морин Фолан Мария Новиченко. Ее персонаж, в начале бледный, замученный заботами, в середине спектакля распускается ярким экзотическим цветком с огненными волосами, а потом, после разочарования в любви, оказывается цветком ядовитым и хищным. Потрясающая актерская работа, завораживающая своей непередаваемой красотой.

Мэг Фолан, мать Морин, в исполнении Регины Шнигирь вызывает отвращение и нервный смех зала. Актриса, которой всего сорок лет, на сцене перевоплощается в немощную и вредную старуху так правдоподобно, что ей нельзя не верить. Это образ не милой и мягкой бабушки с румяными щечками, а ядовитый паук, который держит любимую дочь в сетях зависимости и дергает за нити паутины, умело манипулируя окружающими.

Пэйто Дули в исполнении Владимира Ильина – мягкий, нерешительный. Такие люди творят зло мимоходом, губят чужие души ложными надеждами на красивое будущее. Мне очень понравилось, как актер прожил эту роль, без ярких акцентов, буднично, очень правдоподобно. Особенно тронул контраст мягкого письма, которое он написал Морин, и его финального поступка, что красноречиво говорит о характере персонажа.

Василий Скиданов, классный Рэй Дули, понятно почему играет без замены: он как будто вышел из фильмов МакДонаха. Попадание в героя настолько точное, что удивительно: где такого взяли на пермской земле? Явно чувствуются ирландские корни. Бесподобное воплощение недалекого, грубого и простого персонажа, от которого многое зависит. Причем игра так виртуозна, что кажется, будто это реальный пацан из соседнего дома, а не актер с большим послужным списком.

Очень серьезная тема затронута в спектакле: «Важно правильно рассчитать ту меру милосердия, которую мы готовы подарить своим близким, чтобы самим остаться людьми любящими, сопереживающими, служить другим, не превращаясь в рабов служения, не забывать думать о своих целях в жизни, желаниях и стремлениях. Самопожертвование может порой убить душу, сделать ее черствой и преступной».

Спектакль получился интересный, достойный обсуждения, многие зрители выходили потрясенными. Поэтому от души советую пойти на эту очень достойную постановку «Красавицы из Линэна» от мастера российской сцены — заслуженного артиста РФ, заслуженного деятеля искусств РФ, Лауреата Национальной премии Чехии, лауреата премии Правительства РФ Сергея Федотова.

Татьяна Сорочан специально для MusecubeФотографии автора можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.