«Остров Тюлипатан», или Гендерная ирония судьбы в «Геликон-опере»

Фотография предоставлена пресс-службой театра

В ноябре в театре «Геликон-опера» прошёл блок спектаклей «Остров Тюлипатан». Оперетта идёт без антракта всего лишь один час, однако невероятно заряжает зрителей своим шармом. В чём секрет?

В последнее время музыкальные театры стали очень активно обращаться к творчеству Жака Оффенбаха. Классик жанра оперетты сочинил много… Его азартную и заводную музыку чаще всего невозможно ни с чем спутать. Вот и «Остров Тюлипатан» пышет яркой музыкальной энергией гения Оффенбаха.

Постановка «Геликон-оперы», как и следовало бы ожидать, получилась камерной. Всего одиннадцать человек на сцене, небольшое пространство Белоколонного зала княгини Шаховской и минимальные декорации делают одноактную оперу-буфф (по факту – оперетту!) лёгкой и непринуждённой. Явное достоинство спектакля – это его атмосферность, которая и присуща оперетте как жанру в целом. Но здесь этой атмосферностью пропитаны абсолютно все элементы!

Остров Тюлипатан расположен где-то далеко… о нём никто не знает. Вот и мы попадаем в условное пространство. Круглый голубой подиум со светодиодными подсветками – это и есть кусочек планеты Земля. Здесь по скорому распоряжению короля Какатуа все будут жить весело и счастливо – идеальная оперетта! Но не всё так просто… Говорить об этом спектакле без спойлеров не получится… В программке краткое содержание хорошо завуалировано, чтобы ни о чём не подозревающим зрителям было весело и смешно в финале спектакля. Но важно этот факт «сюрприза» упомянуть…

Прекрасная Гермоза, дочь королевского маршала Ромбойдайля, подозрительно мужественна и любит охоту. Кто она? В то же время Алексис, сын самого короля Какатуа, любит женские дела… кто он? Давид Посулихин в роли широкоплечей и решительной Гермозы весело и непринуждённо познаёт эту жизнь вместе со своим любимым ружьём. Лидия Светозарова в образе Алексиса стеснительна, нежна и нерешительна в своих действиях и словах. Герои знают друг друга с детства и, конечно же, влюбляются… но родители понимают, что их брак невозможен… или возможен? При раскрытии всех тайн рождения выясняется много интересного.

Король Кактуа мечтал о мальчике, а жена родила дочь, всё это время успешно выдавая её за юношу по имени Алексис. У Теодорины, жены королевского маршала, родился сын, но, не желая, чтобы он когда-либо отправился на войну, мать выдаёт его за девочку. Однако всё тайное становится явным – теперь и правда известна, и брак детей возможен.

Оперетту «Остров Тюлипатан» очень ярко и содержательно перевели на русский язык Марина Скалкина и Шура Никитин. Лаконичные слова органично вписались в партитуру Оффенбаха и дополнили её азарт. Профессиональный перевод, что немаловажно, понятен и ритмичен.

Илья Ильин, режиссёр-постановщик, серьёзно поработал с певцами «Геликон-оперы» над драматическими сценами и диалогами, которые также полностью пронизаны юмором и иронией. Например, Марина Калинина в образе Теодорины через все интонации роли проносит подтекст тайны. Её муж, Маршал Ромбойдаль в исполнении Дмитрия Пономарёва, сочетает мужскую харизму с безусловной любовью к жене и «дочери».

Оперетта «Остров Тюлипатан» исполняется без радиомикрофонов и прочих средств подзвучки артистов. Так как сцена камерная, этого и не требуется. Чистый звук, который не исходит из колонок, а сразу же долетает до зрителей, очень редок в сегодняшнем музыкальном театре, однако, это явный плюс постановки, действие которой происходит фактически на расстоянии вытянутой руки от публики. Да и мизансценирование, которое учитывает всех зрителей, расположившихся с трёх из четырёх сторон сценического подиума, не повторяется и также играет на усиление эффекта камерности.

Премьера спектакля в «Геликон-опере» состоялась не так давно – 9 февраля 2022 года. Любой театр при постановке спектаклей руководствуется актуальностью и своевременностью, за которой пойдёт зритель. «Остров Тюлипатан» в любое время, несмотря на свою утрированность, будет сохранять главную идею – это безусловная любовь. Любите детей такими, какие они есть… и сегодня, и через много лет. Просто любите.

Владимир Демин специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.