Молодёжная терапия, или Маршрут к счастью в Театре «Ленком»

маршрут построен

Почти пять месяцев назад репертуар «Ленкома Марка Захарова», часто выбирающего путь к сердцам молодёжи, пополнился спектаклем «Маршрут построен» в постановке молодого режиссёра Дарьи Борисовой. Она уже много лет занимает должность ассистента Алексея Франдетти, в 2017 году окончила ГИТИС, и не так давно стала выпускать самостоятельные спектакли. Нашумевший мюзикл «Семейка Аддамс» по всем бродвейским стандартам был поставлен Дарьей аж в Тюменском БДТ и отдельно отмечен самой «Золотой Маской». Есть предположение, что ленкомовский «Маршрут построен» мог бы идти на Бродвее как драматический спектакль ежедневного проката. Но нужен ли он российскому зрителю? Ведь даже лёгкая психологическая проработка и встряска – тема не совсем свойственная русскому менталитету, предпочитающему пострадать. Постановочная команда сумела создать спектакль, главная уникальность которого – динамика. Это качество – главное для современного зрителя. Когда каждые три минуты на сцене происходит яркая «движуха» – это уже хорошо, а когда всё действо наполнено смыслами от начала и до самого конца – это великолепно!

История абсурдного путешествия к счастью четырёх мужчин категории «немного за тридцать» получилась истинно терапевтической. После побега со свадьбы Жениха герои задаются множеством вопросов, однако за два часа спектакля получают на всё исчерпывающие ответы. С помощью смешения жанров, стилей и языка повествования каждая сцена спектакля становится уникальной. Во вступительном музыкальном номере (словно попадаем в кабаре) герои рассказывают о том, что такое театр и театральная условность на тот случай, если в зале сидит свежая публика, и что самое главное – исполнительский квартет как бы просит одобрения на своё хулиганство у стен Великого Театра «Ленком» и у самого (ныне покойного) Марка Анатольевича Захарова. Этот номер представляет из себя чистейший элемент мюзикла. Сказочным тоном повествования наполнен разговор одного из героев с камнем, лежащем на перепутье. Здесь возможно лишь два выбора дороги: «плохо» и «ещё хуже». Однако, философия самого камня такова, что он просто встаёт и идёт своим путём. А кто запрещает? Отсюда вытекает яркая театрализованная сцена об обществе бесконечных запретов. Прямая театрализация и утрированность – также важнейшие приёмы в постановке Дарьи Борисовой. Вопросом «В чём был смысл игры?» герои задаются уже в середине первого акта, когда жизнь Деверя проносится перед глазами публики как компьютерная игра. Работа – дом – работа – дом – работа – дом – выгул семьи на море… Игра окончена. Ещё одна яркая музыкальная театрализация, основанная на метафоричности. Но главная сцена спектакля – это, пожалуй, «Ад перфекциониста». Да, в сознании каждого из нас посажено хотя бы маленькое зёрнышко, которое пытается стремится к идеалу, однако, когда это получается? В «Аду перфекциониста» совершенства не существует в принципе: мусор летит мимо корзины, рифма в песне отсутствует, узоры нарушены в пропорциях, а к обыкновенной бумаге подаётся гигантская ручка.

Театр – это проекция нашей жизни. В спектакле «Маршрут построен» со зрителями говорят на важные жизненные темы доступным языком (словно в качественном мюзикле). Каждый сможет увидеть себя в героях этой малонаселённой полуабсурдной пьесы. Ленкомовский терапевтический спектакль словно специально посвящается перфекционистам, душнилам и ярым интровертам. И всем, кто немного устал от жизни в большом городе…

Художник-постановщик Алексей Кондратьев создал далеко не новаторское пространство – куб, чаще всего превращающийся в машину, подиум для музыкантов и две стены, попеременно опускающиеся и поднимающиеся… всё это дополняется ярким и динамичным световым решением Евгения Виноградова. Проекции также играют важную художественную роль: онлайн-кадры придают неповторимость происходящему, а видео-обозначения мест действия дополняют общую картинку. Но всё это сущий и продуманный минимализм, потому что в подобных спектаклях на первый план выходит актёрское существование.

Квартет «Заячий стон», состоящий из Кирилла Петрова, Максима Амельченко, Алексея Полякова и Виталия Боровика, наделяет своих персонажей человеческими чертами и искренней ранимостью. Здесь есть место откровениям и глубоким душевным секретам. При этом артисты целенаправленно мастерски выходят из ролей прямо на сцене и дают дополнительные комментарии, словно играя самих себя. Подобным приёмом зритель как бы выводится на откровенный разговор, когда квартет позволяет разрушить «четвёртую стену». Важно отметить, что четверо актёров существуют на равных в течение всего сценического действа. После таких работ понимаешь, что легче сыграть моно- или дуэтный спектакль… Существовать в музыкальной партитуре, ритмических фразах и выстроенных мизансценах вчетвером на протяжении двух часов – это подвиг. Немаловажной частью повествования является голос навигатора, который рассказывает историю, общается с героями и заигрывает со зрительным залом. Он напоминает своеобразную высшую силу, которая лишь направляет героев, но не даёт однозначных ответов.

14 сентября зал Ленкома был заполнен лишь на две трети, однако это не помешало тёплому приёму спектакля и многочисленным овациям. Очень активно реагировала публика категории «60+»! В «Маршруте» нет никаких театральных законов, так как получилась отдельная вселенная. Одобрил бы это сам Марк Анатольевич Захаров? Безусловно, да! Свежее дыхание, экстравагантность, абсурдность, гротеск и эпизодичность – многое взято от Великого Мастера. Этот спектакль лихо и энергично вписывается в сегодняшний ленкомовский репертуар.

Вспоминается ещё одна сцена. У машины ломается колесо. И только нам выбирать, чинить его или нет. Много колёс ещё сломается… Но может ли сломаться человек в хаосе жизни? Главное помнить – счастье в мелочах. Прямо сейчас можно по полной отрываться под громкую музыку (как герои в финале спектакля), выйти из зоны комфорта и снять какое-либо ограничение в своей жизни… Можно делать всё, что вздумается, но только в рамках закона! Спектакль «Маршрут построен» обязателен к просмотру для всех. Это терапия и напоминание о максимуме ценных вещей. Это откровенный разговор о важном.

Владимир Демин специально для Musecube
Фотографии Татьяны Сорочан можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.