Последнее лето: уютная безнадега

Фотография Иры Полярной предоставлена пресс-службой театра

Необъяснимая штука — душа. Никто не знает, где
находится, но все знают, как болит. (А.П. Чехов)

«Последнее лето» Театра Наций насквозь напитано чеховским настроением и предчувствием булгаковских снов (что удивительно, если знать, что автор пьесы — наша с вами современница Анна Козлова). Поэтические вечера, фортепианная музыка, шампанское и прочий необременительный досуг петербургской интеллигенции на дачах с огромными распашными окнами и тонким тюлем по ветру в Куоккале (ныне — Репино) — ничто, казалось бы, не свидетельствовует о том, что параллельно этой тихой и размеренной жизни где-то идет война. И только планшет сцены, израненный застывшими комьями грязи да рытвинами от беспощадных колес времени, кричит о покалеченных душах, которые и будут менять мир вокруг.

Очень непростая по нынешним временам история — все мы читаем новостные ленты, но не все, вероятно, задумываются, о том, что приезжает на побывку (или возвращается домой насовсем) не тот человек, которого провожали со слезами на глазах или ждали с щемящим сердцем. Примечательно, что участвующие в постановке артисты ездили в творческую командировку именно на дачи, чтобы почувствовать дух лености и отсутствия необходимости принимать какие-то решения, поймать за хвост пусть таящую, но надежду —на прежнюю и понятную жизнь. Однако любому сидящему в зале уже известна тщетность всех этих надежд, как известны и многие события так быстро промелькнувшего века — от того все увиденное на сцене крайне точно попадает в мишень зрительского восприятия.

Это ощущение последнего понятного лета очень и очень точно передано художником-сценографом Максимом Обрезковым (жаль только, что снова его спектакль выстроен в расчете на центр зала, но — Другая сцена в силу своей камерности позволяет задействовать и прочие органы чувств, отчего постановка берет за душу гораздо сильнее, чем могла бы это делать в отсутствие запахов, например). Идея передачи присутствия «осторожно, злая собака» тоже выше всяких похвал! Александр Сиваев, как и прежде, делает прекрасное со светом. Виктория Севрюкова как никто другой знает, как рассказать важное с помощью многослойных кружев, безысходной военной формы и уютных штанишек с шерстяным жилетом.

Блестящий актёрский состав (а режиссёр Данил Чащин предоставил прессе уникальную возможность увидеть в одном спектакле весь каст разом) очень четко выполняет поставленную задачу: первый акт так неспешен и уютен, что успевает дать возможность нарастить своеобразный кокон безопасности и защищенности, — он понадобится во время стремительного и эмоционального второго.

Спектакль поставлен на Вениамина Смехова, и всем поклонникам этого таланта непростительно пропускать эту постановку, хотя акценты расставлены так точно, что юным артистам Андрею Титченко/Никите Заготу, а также героям Юлии Пересильд/Елены Николаевой, Михаила Тройника/Дмитрия Чеботарева, Виталия Коваленко/Олега Савцова, Людмилы Трошиной есть, где развернуться. И отдельно хочу отметить Ивана Добронравова/Василия Бриченко, Милу Ершову и Серафиму Красникову — каждый из них играет пусть небольшие, но две роли, демонстрируя чудеса театральной магии и перевоплощения в нужных сюжету героев.

…Артистов в заботливо связанных жилетах двое — они ловко пасуют друг другу реплики своего героя, но при этом один из них несёт собой крах стабильности того самого лета, печальный исход Серебряного века и роковые вести для обитателей дач, а другой (хоть и заставляет многих печалиться внутри себя о скоротечности и неумолимости времени) дает безусловную уверенность, что хотя бы кто-то сможет выстоять и уцелеть в жерновах истории.

Ольга Владимирская специально для MuseCube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.