«Скамейка»: Она любит, а он нет. Есть ли выход?

скамейка

Можно ли убежать от одиночества? И если да, то как, каким образом? Вот и герои спектакля “Cкамейка” по пьесе Александра Гельмана пытаются… И на пути к этой попытке они делают всё возможное, что в их понимании правильно…

Фёдор (Александр Самойленко) без долгих размышлений просто отправляется в городской парк и совершенно обычным способом пытается знакомиться с девушками, однако, особым успехом не пользуется… Возможно потому, что молодость ушла, оставив лишь отпечаток большого жизненного опыта, и девушкам это очевидно. Возможно, наш Фёдор слегка потрёпан и его пролетарское происхождение и нездоровый образ жизни выдают его же стиль общения и манеры, как знать?

Однако, он достаточно уверен в себе для такого вот вида знакомств… Что ему нужно, зачем весь этот аттракцион? — А скучно. Заел быт, тоска, рутина. Хочется всплеска эмоций, приключений, праздника, наконец… Вот и пускается наш герой “во все тяжкие”, будучи женатым и обременённым двумя детьми. Александр Самойленко очень органично смотрится в роли возрастного ловеласа, и неся откровенную околесицу, сам верит в то, что говорит.

Что касается героини, Веры (Алёна Яковлева), то тут иная история: она жаждет любви, и, встретив летним вечером в парке Фёдора, не пропускает незатейливого ухажёра, а, напротив, инициирует, вернее, возобновляет знакомство, ибо знакомство то уже состоялось когда-то, в далёкой молодости… Фёдор же рад стараться, заливается соловьём, будучи простыми шофёром сочиняет о себе статусные небылицы. Веру он не помнит, она лишь эпизод в череде его случайных подруг…

Режиссёру очень удачно удалось в прямом и переносном смысле подсветить (на сцене фонарь расположен прямо над скамейкой) нашу пару, их поведение, жесты… При ярком свете фонаря обман Фёдора очевиден, как секрет карточного фокуса, но Вера упорно верит в то, что любовь возможна.

Алёна Яковлева в образе Веры мастерски сочетает в себе и роль трудовой женщины (контролёрши ОТК), и женщины, следящей за собой, элегантно и даже кокетливо одетой, принадлежащей, а может, стремящейся принадлежать, к иному (заслуга художника по костюмам) классу отличному от Фёдора… Зрителю видно, как зрелая женщина, видя обман, распознав ошибку молодости, “обманываться рада” и, всё понимая про Фёдора, длит с ним диалог, обманывая уже себя, строя радужные планы на песке…

Обман раскрывается, и тут бы распрощаться с наглым обманщиком раз и навсегда, но… О долготерпение русских женщин! Даже оставаясь одна, попав под дождь (великолепное светозвуковое решение), Вера – Алёна не теряет надежды на любовь, а если и не любовь, то, хотя бы, взаимопонимание… На мой взгляд, это самый трагический момент пьесы, когда водевильный диалог вдруг резко разбивается о тяжесть реальности…

Вручая Фёдору свой ключ в буквальном смысле “от квартиры, где деньги лежат”, уже по-дружески, Вера дарует Фёдору своё расположение и всепрощение… Но способен ли он оценить поистине сей драгоценный дар? Хочется надеяться, что да.

Спектаклю «Скамейка» веришь, послевкусие не отпускает несколько дней, и, хотя, пьесу часто пытаются отнести к жанру социальной драмы, даже трагедии, мне лично хотелось бы, чтобы она осталась в рамках комедии.

Гулия Нурлыбаева специально для Musecube
Фотографии Марии Бирюковой можно посмотреть здесь
Фотографии Геннадия Комина можно увидеть здесь
Фотографии Ирины Аренковой можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.