Тахир и Зухра: безоблачное небо Каира в Балашихе

Я просто люблю вас всех
Мне не нужно смелеть
Тому, кто любит
Вообще нету смысла смелеть

Григорий Полухутенко

(Эпиграф взят из песни, которая звучит в поставке)

29 июня состоялась премьера спектакля «Тахир и Зухра» на Новой сцене МХТ имени Чехова.

В основу пьесы Зухры Яниковой легла одноименная красивая узбекская сказка о несчастной любви — восточная легенда о том, как изначально предназначенные друг другу влюблённые не могут быть вместе по стечению внешних обстоятельств. Автор писала пьесу два года, потом эскиз постановки был представлен осенью прошлого года и принят в работу по итогам III лаборатории «АРТХАБ».

Жанр спектакля – драма-эпос. Это значит, что повествование имеет два течения сюжета: один — верхний драматический – история жизни одинокого гастарбайтера Тахира, который строит дома, надеясь накопить денег на выкуп любви всей его жизни. И другой сюжет — эпический – это поиски себя, смысла существования, мифические аллегории к образу Моисея, который находит свою идею служения любви и ведет свой народ по верному пути.

Режиссер Елизавета Бондарь — выпускница факультета музыкального театра ГИТИСа (мастерская Д.А. Бертмана). И это очень хорошо слышно в спектакле, у него свой особенный непередаваемый ритм и оригинальное звучание. По словам режиссера, музыка в постановке рождалась через текст. Композитор Роман Жауров, лауреат Премии Художественного театра в номинации «Современная академическая музыка», поработал со звучащей в спектакле песней Григория Полухутенко «После всего», чтобы расширить музыкальную тему.

Оригинальные световые решения, в том числе и подсветка с помощью телефонов, гармонично вплетаются в канву постановки благодаря работе художника по свету – Михаила Глейкина. Свет — будто отдельный герой спектакля: то ламповый и романтичный, то напряженный и бьющий наотмашь по нервам.

Идеально вписала персонажей в постановку и художник по костюмам Валида Кажлаева.

Впечатляет «емкость» спектакля: по времени действо занимает всего час, но режиссёру удалось вложить столько смысла в каждую сцену! Тут и размышления о простых людях, чей русский язык нам кажется примитивным, но за этой неправильностью речи скрываются глубинные и философские мысли. Тут и отсылки к религиям мира, его легендам, сказкам о перерождении влюбленных. Тут и огромная надежда на то, что мир спасут любовь и сострадание. Благодаря спектаклю остается длительное послевкусие, интерес к темам, затронутым в нём.

После оглушительных аплодисментов на поклонах исполнители главных ролей поделились на пресс-конференции особенностями работы над образами. Арсентий Журид отметил, что персонаж Тахира требует полного психологического подключения. Софья Евстигнеева рассказала, что ей ближе всего проблема любви в этой пьесе, как эта тема попадает в зрителя, не оставляя его равнодушным.

Елизавета Бондарь ответила на вопросы о выборе пьесы и смысле, вкладываемом в произведение. Режиссеру было мало сцен с Зухрой, и драматург пошла навстречу, дала большой пласт текста, чтобы внедрить его в ткань спектакля.

По словам режиссера, главный герой живет в своих иллюзиях о других людях, поэтому его диалоги с ними полны наивности, но это дает Тахиру находить силы существовать в настоящем. В пьесе также есть предостережение: мы не можем построить диалог со злом, потому что это больно, как ожог. Несмотря на всю драматичность и эпичность постановки, в ней заложена большая надежда на счастливый исход, побеждающую любовь и светлое будущее.

Рекомендую к просмотру всем, кому близки философские темы и интересно увидеть жизнь под другим углом зрения.

Поздравляю театр МХТ имени Чехова с удачной премьерой!

Татьяна Сорочан специально для Musecube

Фотографии Татьяны Вальяниной можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.