В блокнот когда-то переписаны стихи

DSC0913С наступлением лета театральный сезон в Петербурге подходит к концу, но для любителей храма Мельпомены, не желающих мириться с таким положением дел, руководители театра-фестиваля «Балтийский дом» приготовили приятный сюрприз – гастроли московского театра им. Ермоловой, художественный контроль над которым осуществляет народный артист России Олег Меньшиков. Именно показы его спектакля «Из пустоты… (Восемь поэтов)», созданного в соавторстве с молодыми режиссерами Олесей Невмержицкой, Денисом Азаровым, Сергеем Арониным и Алексем Размаховым, прошли 4 и 5 июня на основной сцене «Балтийского дома». Эта коллективная режиссерская работа объединяет в себе поэзию и прозу восьмерых русских писателей Серебряного века, закончивших свою жизнь в эмиграции вдали от Родины. Получившийся спектакль – дань памяти и уважения тем людям, благодаря которым литература XX века приобрела столь пронзительный оттенок тоски, страсти и несбывшихся надежд. «Из пустоты» – это сентиментальная песня о любви к слову, исполненная ведущими актерами театра им. Ермоловой.

Символично, что данная постановка, премьера которой состоялась в январе 2014 года на волне возрождения театра, курс на которое взял тогда только пришедший к руководству Олег Меньшиков, стала одной из самых ожидаемых премьер прошлого сезона. Именно по причине того, что в театре предполагался полный ренессанс репертуара, режиссуру нескольких представленных поэтических новелл Меньшиков доверил молодым авторам, оставив себе одну из ролей и взяв на себя миссию по приданию спектаклю единого стиля. Казалось бы, что в сценической интерпретации может быть общего у разных историй разных людей, оказавшихся заграницей в первой волне эмиграции 1917 года, кроме их писательской деятельности? Оказывается, в «Из пустоты…» буквальным и главным связующим элементом меж ними стала бумага, которая, как принято считать, все стерпит. Поэтому ее безжалостно мнут, комкают, кромсают, пронзают кинжалами, в нее закутываются, ее надевают, на ней пишут имена. Она становится настоящим альтер-эго, оболочкой, костюмов для героев, среди которых Марина Цветаева и Иван Бунин, Давид Бурлюк и Владислав Ходасевич, Саша Черный и Зинаида Гиппиус. В название спектакля вынесена строчка из «Бездарной утопии Осеннего севера…» поэта Георгия Иванова – еще одного героя постановки, в финале эффектно исполненного Олегом Меньшиковым:

DSC1203«Творю из пустоты ненужные шедевры
И слушают меня оболтусы и стервы.

…Кругом безденежье, счета от прачки,
Хула полуврагов, полудрузей подачки.
Зато всю жизнь стучася лбом о стену,
Узнал я цену вам… себе я знаю цену!

Шагайте смело, в добрый час,
Хорошенькие ножки!
Шагать придется вам не раз
По этой вот дорожке».

Георгий Иванов закончил свою жизнь во Франции, так же, как и нобелевский лауреат по литературе Иван Бунин, чья проза в виртуозном исполнении Владимира Андреева с первых звуков окутывает и очаровывает зрителей, словно стирая границы между географической отчужденностью и эмоциональной близостью. В спектакле имеют место также и записки Владимира Набокова, чьей образ человека с бумажным чемоданом становится ключевой и сквозной фигурой всей постановки. Несмотря на отсутствие общего сюжета и намеренную разрозненность эпизодов, восемь поэтов предоставляют зрителям возможность сделать главными действующими персонажами не их самих или их безусловный талант, а лирических героев их произведений, часто отчаявшихся или метущихся, запутавшихся в поисках свободы, но неизменно сильных даже в проявлениях своих слабостей. Гиппиус, Цветаева, Черный, Ходасвич, Набоков, Бунин, Иванов, Бурлюк чисты, искренни, самостоятельны и пронзительны в своем литературном даре, и их творчество каким-то удивительным образом начинает говорить со зрителями, которые живут на сто лет позже, простым и понятным языком, играя на струнах истосковавшихся по высокому стилю душ.

DSC1217Эпиграфом к спектаклю стало коллективное обращение его создателей, как нельзя более точное отражающее призыв всей постановки: «В блокнот когда-то переписаны стихи. Мы носим его с собой, иногда заглядываем, перечитываем. Или забываем о нем навсегда. Или вспоминаем, лишь случайно наткнувшись на эти, исписанные когда-то листы. Но стихи всегда с нами, они возникают, даже иногда не знаешь — откуда. Наш спектакль – это поэзия, объединяющая людей разных поколений, возникающая из книг, разбросанных листков, из записок, из недр памяти, из пустоты…»

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии театра им. Ермоловой.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.