Выйди из комнаты, пусть и с ошибками

В Санкт-Петербургском театре «Мастерская» можно, пожалуй, найти спектакли на любой вкус: в репертуаре имеются и детские, и взрослые, как по классическому материалу, так и современные. И если Вам однажды захочется увидеть что-нибудь пронзительно-девичье, то Вам тоже прямая дорога сюда: 29 января на Малой сцене театра состоялся моноспектакль Полины Сидихиной «Диалоги по поводу американского джаза». Несмотря на столь многообещающее с точки зрения музыки название, ритмов американских виртуозов в постановке режиссера Анны Масликовой совсем немного, ведь во главу угла поставлена Ее Величество Женщина с проблемами, звучащими подобно барочным фугам. Забегая вперед, скажу, что «Диалоги по поводу американского джаза» наравне с прекрасной половиной человечества адресованы также и мужчинам, поскольку заявленная в них тема опустошенности не подвергается гендерному разделению.

В основе спектакля лежит пьеса современного драматурга Елены Ерпылевой «Монолог об американском джазе», написанная о реальной женщине, потерявший вкус жизни. Ей 34 года, она успешна и востребована, ее карьера головокружительна, а имя в бизнес-среде звучит подобно грому. Но под маской идеальной бизнесвумен, облаченной в черный деловой костюм, умирает девчонка, студентка филологического факультета, умевшая лихо отрываться на дискотеках под незатейливые хиты девяностых и получать настоящее удовольствие от маленькой чашечки кофе, выпитой в случайно выбранном кафе. Полина Сидихина, виртуозно и умело проводящая все полтора часа общения со зрителями тет-а-тет, нарисовала необычайно многогранный образ: ее героиня непосредственно и искренне, без ложного кокетства, но так по-женски ведет свой диалог о собственной рухнувшей жизни (оригинальное название пьесы изменено не случайно, в данном оксюмороне «диалог одного актера» заключается особенность моноспектакля). Легкая, но очень понятная сценография художника Екатерины Августеняк дает возможность оказаться вместе с героиней то на берегу городского пляжа, то в аэропорту, то на сеансе буддийского выхода в тантру, и все это происходит в фото-студии, где исчерпавшая все свои душевные силы женщина пытается заказать билет на вечер американского джаза. Светоотражатели превращаются в любовный свет, стулья – в чемоданы, а вешалки с зачехленными костюмами – в людей, повлиявших на ее жизнь. Все действия героини словно направлены на завещание Бродского «не выходи из комнаты, не совершай ошибку», но снова и снова поведение окружающих разрывает этот шаблон, загоняя ее в тупик осознания своей вины. Рано умершие родители, видящие смысл жизни только в своих детях, бывший муж, которого полностью устраивала своя насквозь обыденная жизнь, дочь, взаимопонимания с которой не достигнуть. Ситуации, знакомые многим женщинам, но в интерпретации Полины Сидихиной они не видятся столь опустошающими и безнадежными, напротив, явно реет влаг надежды, что все возможно изменить, стоит только выйти из комнаты собственной зацикленности.

Спектакль, прошедший 29 января, был в своем роде уникальным, так как после него совместно с режиссером и актрисой состоялось обсуждение, инициированное молодежным «Прорыв.Club» – обществом неравнодушных к театру студентов, образовавшимся при ежегодной Санкт-петербургской театральной премии для молодых «Прорыв». В течение двух месяцев, предшествующих церемонии награждения, ребята ходили на спектакли, чтобы узнать, обговорить и переосмыслить то, что волнует молодое поколение зрителей и режиссеров. «Диалоги по поводу американского джаза» стали заключительной встречей в этом театральном сезоне, и, возможно, именно поэтому вопросы, звучащие как из уст участников «Прорыв.Club», так от лица обычных зрителей, оставшихся на обсуждение, были неслучайны и обдуманны.

Несмотря на кажущуюся простоту и очевидность смысла пьесы, некоторые моменты можно разъяснить только с помощью создателей спектакля. Как отметила Анна Масленикова, вопрос об актуальности спектакля для мужчин является одним из самых популярных. Действительно, мужчины, которых в зале было не меньше трети от общего количества зрителей, равнодушными не остались, зажигаясь от происходящего на сцене, а это лучший ответ. Они словно бы попали в некоторую сюрреалистическую ситуацию, где на них проецируется образ героини – женщины как воплощения мужчины.

Другим ключевым аспектом стало недоумение по поводу того, почему все-таки героиня потеряла вкус жизни. На этот вопрос Полина и Анна отвечают во время каждого спектакля, ведь как только ответ на него будет найден, «Диалоги» свое существование прекратят. Не менее важной для зрителей оказалась проблема самооправдания и самообвинения – те крайние точки, через которые проходит героиня Полины Сидихиной. Как отметила сама Полина, для нее такое опустошенное состояние и неистовая выживаемость – понятия неродные, поскольку актриса – человек абсолютно счастливый. И отсюда логично вышел, наверное, самый важный театроведческий вопрос, которым на протяжении всей истории театра задаются режиссеры, актеры и критики: а нужно ли актеру иметь богатый жизненный опыт и собственные рефлексии на переживаемые на сцене события? Не слишком ли сильным будет тогда информационный и эмоциональный груз, в конечном итоге обрушенный на зрителя? Анна Масленникова и Полина Сидихина однозначно уверены, что на сцене не стоит устраивать «исповедальню», а истории, подобно этой, нужно рассказывать несколько отстраненно, чтобы был шанс прочувствовать и оценить поведение персонажей. Ведь самое главное, чтобы море высохло только у героя, а у зрителя наполнилось спасительной влагой, возрождающей жажду жизни. Чтобы можно было послушать тишину и заметить смену времен года, а это такой, знаете ли, чудесно-созерцательный японский подход для русского зрителя.

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE

Фотоотчет Екатерины Горчаковой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.