«Антигона. Миф» в МТК: жертва ценою в жизнь

Использовано фото с официального сайта Малого театра кукол

Малый театр кукол раз за разом покоряет все новые и новые творческие вершины. Очередной красочной премьерой здесь стала постановка о небезызвестной Антигоне, которую художественно воплотил режиссер Олег Жюгжда. В результате получилась история, не оставляющая равнодушным ни единого зрителя. «Антигона. Миф» – однозначно из тех спектаклей, что напрочь разбивает сердце, не давая ни единого шанса избежать слез. Когда знаешь досконально этот сюжет, разумеется, даже и не ждешь счастливого исхода,  но все равно в финале становится ужасно больно. Зрители примеряют происходящее на себя, попутно решая, как бы они повели себя в схожей ситуации. Пусть со времен древнегреческих перипетий прошли века, актуальность сюжета никуда не делась, а основополагающие вопросы, заложенные в трагедии, встают перед нами и сегодня.

Не секрет, что «Антигону» разные режиссеры ставят с совершенно разными же смыслами, выдвигая на первый план ту или иную ведущую идею, благо есть из чего выбрать. Очевидный политический подтекст пьесы здесь не затушеван подцензурно, но и не бьет по глазам.  Все имеющиеся в наличии намеки более чем понятны, но никакой острой кричащей плакатности вы здесь не увидите. В данном случае оказалось первостепенно важным донести до зрителя совсем иное. Какая-то очень живая, свежая, ощутимо зримая у режиссера получилась в конечном счете картина. Перед нами разворачивается история, наполненная свежим воздухом, дыханием нежной чистой и невинной молодости, неукротимой жаждой жизни  – и поэтому вдвойне невыносимей, что все это так грубо гибнет. Контраст между живой счастливой Антигоной и ее жестокой казнью в виде замурования заживо в финале потрясает просто физически осязаемой болью. Отстраниться не получится никак.

За все надо платить – вот, пожалуй, основная мысль спектакля. Эту фразу безжалостный Креонт применяет к строптивой Антигоне, но она же догонит и его. И еще неизвестно, чья расплата страшней. Все умрут: от казни или же от невыносимости боли одиночества, а то и вовсе от безумия – не столь и важно. Нет здесь просвета, нет никому спасения. Чтобы дополнительно подчеркнуть эту мысль, в спектакль введен некий Рассказчик, то и дело комментирующий происходящее, наблюдающий за перипетиями, выглядящий, надо заметить, в отдельные моменты своеобразным альтер-эго Креонта. Именно он с сияющей  улыбкой радостно сообщит зрителям, что ничего не изменить, все давно предопределено, счастья тут никому не светит. Все вопросы – к греческой драме и сопутствующим законам жанра. Так задумано, так следует быть. Никто не виноват. И ни капли цинизма здесь, одна лишь констатация факта. И от этого почему-то еще больней.

Образы персонажей – многогранные, располагающие к их детальному рассмотрению. Суровый Креонт – жесткий кровожадный маньяк или  разумный человек, не допускающий хаоса во власти? Сестра Антигоны Исмена – банальная глупенькая трусиха или последовательница правильного здравомыслия? Наконец, сама Антигона – верная своим сестринским чувствам подлинная героиня, упрямая бунтарка или так и не повзрослевшее неразумное эгоистичное дитя? И, конечно, убитый Полиник – кем же он все-таки был: праздношатающимся кутилой, подлым предателем, обычным человеком с типичным набором недостатков характера? Выбор делают сами зрители, однозначного ответа здесь не предлагают.

Совершенно удивительна в спектакле сценография  Юлии Гамзиной, выполненная в  отсылающих к картинам Брюллова серо-бежево-красных тонах. Красное здесь, конечно, же кровь, кровь, кровь и одна лишь она. Тянется ли она тоненько из шерстяного клубочка или просторно распахивается платком – не столь и важно. Главное – тот общий мощный трагедийный лейтмотив, который задается в итоге. Традиционно прекрасны по всем канонам здесь искусно выполненные куклы с удивительно печальными глазами. Кажется, они уже знают наперед свою предрешенную судьбу, будущий смертельный исход, поэтому готовы к самому страшному заранее. И столь же традиционно прекрасны все задействованные в постановке артисты МТК, которые не просто играют, а физически  пропускают, проживают сквозь себя все сюжетные повороты, эмоции персонажа, краски роли. Блестящая Аглая Жюгжда в заглавной роли – особая удача, а Игорь Баянов, воплощающий  того самого Рассказчика, – ловкое попадание в непростой образ. В конечном счете получается история, способная растопить самое ледяное сердце и заставляющая сопереживать неподдельно.

Марина Константинова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.