Страсти по Торчалову: звоночек

Писать рецензии на спектакли такого рода, к какому можно отнести «Страсти по Торчалову» Шамиля Мухамедова в театре «Модерн», — неблагодарное дело. Просто потому, что профессиональная этика не допускает спойлеры и пересказ, а объяснить суть спектакля без них — сложно (и поэтому все смотревшие — так или иначе пересказывают), но — все же возможно.

Впрочем, для начала: режиссерский дебют артиста, знакомого многим по ролям в постановках «Модерна» «На дне» и «Война и мир. Русский Пьер» удался означно: в спектакле нет ничего лишнего, ничего недоделанного, интрига держит до самого финала, а затем случается очень щемящее послевкусие. Щемящее настолько, что «хочется жить и трудиться»: анализировать собственную жизнь и поступки, допускать мысль, что не только система ценностей у каждого из нас своя, но, собственно, те ценности иногда и вовсе принадлежат к «неевклидовой геометрии» — виданное ли дело, что могут быть проступки более «весомые», чем, допустим, убийство, а то, чем ты всю жизнь жил и за что держался «в минуты душевной невзгоды» — может и не зачесться.

Помните ли вы в деталях свою жизнь? Честны ли вы с собой? Верите ли в «эффект бабочки»? Способны ли общаться не с себе подобными? Хорошо ли помните историю России? Любите ли трамваи?

Несмотря на то, что действие происходит, как это называет постановочная команда, между мирами, спектакль не имеет ни одного гнетущего мгновения, напротив, он — динамичный, дерзкий, смешной, но при всем этом — очень терапевтичный. Играемый на малой сцене (в зале имени Владимира Левашёва) и практически без декораций, он, при всем том, являет нам срезы сразу нескольких социальных групп, эпох, моралей и общественных устоев. И, кстати, во время погружения (не просмотра, нет) в действо постоянно примеряешь на себя какие-то фразы, ситуации — и удивительным образом не отвлекаешься от происходящего в паре метров от тебя, а напротив — еще глубже ныряешь в этот омут.

Открытый и несколько оглушающий финал здесь — тоже огромный плюс и повод открыть при выходе из зала сайт театра и свой ежедневник, чтобы впихнуть в невпихуемое желание пересмотреть этот спектакль спустя какое-то время.

И позволю себе небольшое лирическое отступление: я (будучи зрителем с билетом, который ходит в театр для удовольствия, а не для работы и анализа) люблю традицию цветов на поклонах — для меня это способ сказать «спасибо» артисту таким вот незамысловатым образом. И в моем ежедневнике и театральном вишлисте теперь не только даты грядущих показов, но и приписка «6», ибо актерские работы Александра Борисова, Надежды Меньшовой, Алексея Багдасарова, Евгения Невара, Маины Чижевской и Фотиса Келепуриса прекрасны и оглушительны. И last but not least какая-то часть реверансов положена Юрию Грымову — за тот кредит доверия, что оказан Шамилю Мухамедову.

Ольга Владимирская специально для MuseCube

Фоторепортаж Ирины Петровской-Мишиной можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.