В списках не значился: от чего только зависит счастье, или — живите!

Одним из ярких событий Театра на Юго-Западе в этом сезоне стал спектакль Максима Лакомкина «В списках не значился». Судя по таймингу постановки, а также ее иронично-гротескному и очень неспешному зачину, режиссеру знакомо недовольство автора оригинального романа (Борис Васильев) фильмом «Я — русский солдат» (1996): невозможно, мол, успеть в рамках одной серии «показать главного», не ограничиваясь только лишь историей обороны Брестской крепости и любовной линией Николая Плужникова и Мирры.

Максиму Лакомкину — пусть и за счет хронометража (2:37 без перерыва на антракт и без учета поклонов) — удалось показать очень плавный и ненатужный переход от игрушечных самолетиков, звенящей тотальной беззаботности и безусловной веры в невозможность нарушения пакта о ненападении к стремительному взрослению вчерашнего мальчика, превращения его в героя — героя без излишнего пафоса, но с твердой убежденностью в своем (и общем) правом деле. К слову, спектакль в этой своей смысловой части — про защиту крепости и судьбы обитателей этого последнего каменного пристанища — вообще лишен нарочитого трагизма, он светел (насколько вообще может быть светлой постановка с такой темой), полон акцентных шуточек (для поддержания ощущения ненагнетания) и обладает неким цветовым кодом для обозначения перехода от жизни к смерти; кроме того, многие артисты заняты в нескольких ролях и тем самым поддерживают ощущение существования если не вечного, то по крайней мере, без явных временных границ.

Многие линии персонажей показаны в несколько касаний, каждое из которых связано с прочими бесконечным вальсом; царство выверенных диалогов полно точных, но летящих формулировок: о предназначении, честности с собой, идейности борьбы, отношении к ближнему; здесь таится еврейская мудрость и живет убеждение, что в самые темные времена есть место свету, любви и… аистам. Подвесные бумажные птицы подставляют свое крыло (если вдруг страшно), но вместе с тем напоминают о хрупкости мира и жизни.

Пожалуй, о том, что «каждый мечтает совершить подвиг» удалось поведать столь искренне и с явной заботой о зрителе, именно в силу того, что главный герой и его вынужденные «соседи» максимально приближены к нам сегодняшним. Спектакль играется практически без декораций и реквизита, но пронизан символизмом — это отличный шаг навстречу новому поколению: передать воспоминания о людях и судьбах, но не перегружать месивом войны с присущими ей гибелями, воинской доблестью, уставным отношением к знаменам и проч.

Очень легко, очень поэтично, очень бережно.

Два с половиной часа спектакля и блестящие актёрские работы (Игорь Степашин, Алина Лакомкина, Анна Рыкова, Татьяна Городецкая, Елена Лунцова, Андрей Санников, Галина Галкина, Александр Шатохин, Егор Кучкаров, Константин Курочкин, Вадим Соколов, Алексей Матошин, Сергей Бородинов, Игорь Михмель) полны не только отваги и мужества, но и первой настоящей любовью, которая могла бы подарить новую жизнь. В какой-то момент появляется понимание, что надежда давно стала синонимом отчаяния, совести и сострадания, ведь «когда жалеют, отдают половину», но на выходе все же невольно греешься о ту память и памятность, что остаётся в каждом сердце, открытом насколько, чтобы понять, что кроется за финальным «крепость не пала, она просто…» и собственной причастностью к последней капле крови…

И да, бережно и заботливо режиссёр относится не только к своему зрителю, но и к своим героям — обязательно прочтите программку!

Ольга Владимирская специально для MuseCube

Фоторепортаж Ирины Максимовой можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.